Британский Совет совместно с Laboratoria Art &Science Foundation приглашают на международную научно-художественную конференцию «DAEMONS IN THE MACHINE. Предвосхищая искусственный интеллект», в рамках которой выступит Джоанна Зелинска – профессор новых медиа и коммуникации колледжа Голдсмитс в Лондоне.
Междисциплинарная конференция посвящена изучению и применению передовых технологий машинного обучения и искусственного интеллекта в современном искусстве и раскрывает ключевые темы:
- Где граница между искусством и научным исследованием?
- Какая новая эстетика должна соответствовать эпохе новых технологий?
- Каких радикально новых результатов позволяет достичь сотрудничество между искусством и наукой?
- Существует ли искусство за пределами человеческой̆ культурной̆ практики?
- Что нам остаётся? Чего не сможет искусственный интеллект?
Вход бесплатный по регистрации.
Нечеловеческое творчество: картинки с конца света
Сегодня, в эпоху медиа-дронов, спутниковых камер и мобильных телефонов, оснащенных искусственным интеллектом, создание изображений все больше отдаляется от человеческой агентности и человеческого взгляда. Устройства для создания изображений, управляемые самообучающимися системами и Большими Данными, могут в буквальном смысле показать нам конец света. В этом выступлении говорится, что сегодняшнее возвращение андроида, робота и киборга, то есть возрождение интереса к искусственному интеллекту со стороны исследователей и инвесторов, является непрямым откликом на эсхатологические пророчества, связанные с изменением климата, сокращением ресурсов планеты и ускоряющимся вымиранием видов. Это буквально попытка разработать выход из планетарного кризиса - кризиса, который ученые назвали "Антропоцен".
В ответ на этот кризис и с целью более творческого взаимодействия с искусственным интеллектом Джоанна Зелинска предложит понятие "нечеловеческого изображения". С его помощью она расширит человекоцентричную идею создания изображений и искусства, чтобы включить в нее практики творческого создания изображений, в которых человек отсутствует: от современных высокотехнологичных примеров, предлагаемых космической фотографией, вычислительной фотографией и Google Earth, до отпечатков глубокой древности, создаваемых в процессе окаменения. Проанализировав серию художественных проектов, в том числе несколько своих собственных, Джоанна Зелинска продемонстрирует, что искусство, и в частности фотография, может позволить нам, людям, "развидеть" себя, выйдя за пределы нашей нарциссической ограниченности, и представить себе более экологичный образ самости.
Такая модель нужна нам как никогда в эпоху сетевого машинного зрения и искусственного интеллекта, со всеми связанными с ними обещаниями и угрозами.
О лекторе
Джоанна Зелинска - писатель, художник и куратор, а также профессор новых медиа и коммуникации в колледже Голдсмитс в Лондонском университете. Автор шести книг, в том числе "Nonhuman Photography" (MIT Press, 2017), "Minimal Ethics for the Anthropocene" (Open Humanities Press, 2014, электронная версия находится в открытом доступе) и "Life after New Media: Mediation as a Vital Process" (в соавторстве с Сарой Кембер; MIT Press, 2012). Перевела на английский философский трактат Станисла Лема "Сумма технологии" (Minnesota UP, 2013). В 2013 г. была арт-директором Transitio_MX05 'Biomediations' - крупнейшего фестиваля новых медиа в Латинской Америке. В качестве художника работает с фото-медиа. В настоящее время в сферу ее научных и художественных интересов входит тема "конца человека" во всех его трагикомических аспектах.