Date
четверг 18 ноябрь 2021 - вторник 22 февраль 2022

LABORATORIA Art&Science при поддержке Отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве представляет выставку New Elements, которая предлагает взглянуть на мир как на аналоговый компьютер. Зрителям будут представлены 12 произведений художников из разных стран, которые могут сократить разрыв между компьютерными данными и реальным миром. Выставка проходит в рамках международной программы UK — Russia Creative Bridge 2021-2022.

«Представление о том, что цифровая информация абстрактна и существует вне физического мира, — опасный миф. Поскольку технологии давно проникли во все аспекты нашей жизни, их материальная природа и последствия этого проникновения оказывают на нас глубокое влияние. Произведения на выставке New Elements возвращают цифровые данные в реальность и показывают, как все вокруг взаимосвязано» 

— кураторы выставки Дарья Пархоменко и Дитмар Оффенхубер.

Выставка состоит из трех разделов «Автографические измерения», «Вычисления с природой» и «Цифровая материальность» и объединяет художественные подходы, которые обращаются к материальным аспектам информации и вычислений в разных проявлениях: в природной среде, технологических системах или структурах нейронных сетей. 

Все процессы в атмосфере, почве и воде бесчисленными способами вписывают себя в окружающий мир. Подобные автографические процессы не ограничиваются природным миром — они незаметно происходят и в мире цифровой информации, изредка проявляясь в виде компьютерных глюков и сбоев. Благодаря этим сбоям, мы можем хотя бы мельком увидеть материальные процессы, лежащие в основе цифрового мира, или увидеть физические следы их существования. В свою очередь, нейронные сети и другие сложные цифровые схожи с явлениями природы в двух аспектах: их процессы непрозрачны и недоступны, поэтому исследователи искусственного интеллекта изучают их поведение так же, как натуралисты XVIII века изучали окружающий мир. Художники, работающие в этом направлении, поднимают множество этических, социальных и политических вопросов от глобального экологического кризиса, связанного с повышением температуры на всей планете, до потребления энергии блокчейн-технологиями.

FORENSIC ARCHITECTURE (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
CLOUD STUDIES
МНОГОКАНАЛЬНАЯ ВИДЕОИНСТАЛЛЯЦИЯ, 2020

Проект Cloud Studies исследовательского объединения Forensic Architecture посвящён теме токсичных облаков, колонизирующих наш воздух. Проект объединяет исследования восьми конкретных случаев воздействия отравляющих газов в разных точках мира, посредством которых государства потенциально способны создавать непригодные условия для жизни и занимать воздушное пространство. Исследование и анализ проведены с помощью искусственного интеллекта и ряда методологий, включая гидродинамику и 3D-моделирование. В 2021 году на фестивале Ars Electronica в Австрии проект Cloud Studies выиграл в номинации AI&LifeArt.

МEМО АКТЕН / MEMO AKTEN (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ-ТУРЦИЯ)
ALL WATCHED OVER BY MACHINES OF LOVING GRACE
ВИДЕОИНСТАЛЛЯЦИЯ, 2021

Иммерсивное видео вдохновленное одноименным произведением Ричарда Бротигана 1967 года. Поэма повествует о желании думать и существовать в гармоничном мире слияния технологического и природного. В этом мире млекопитающие сосуществуют с компьютерами, распускающимися подобно цветам на кибернетических лугах, а гармония программирования как чистая вода касается ясного неба. Человек, освободившись от забот, переплетается с кибернетической экологией, находясь под присмотром “машин любящей благодати”. Текучие сюрреалистичные метафизические ландшафты, в которых живое и электронное сливается воедино, иллюстрируют и погружают зрителя в утопический мир вневременной поэмы.

АННА РИДЛЕР / ANNA RIDLER (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
THE SHELL RECORD
НЕЙРОИНСТАЛЛЯЦИЯ, ОБЪЕКТЫ, ФОТОГРАФИИ, 2021

В основе The Shell Record лежит серия фотографий ракушек, собранных художницей на берегу Темзы в начале 2021 года. Она является набором данных для генерации движущихся изображений, созданных с помощью алгоритма GAN (генеративно-состязательная сеть), обученного на этих образах. Работа исследует идеи, связанные с коллекционированием, ценностью вещей и торговлей. Художница ccылается на историческое использование ракушек, как способ обмена и символ ценности, поскольку они являются одной из самых ранних форм валюты. Она проводит параллель с современными цифровыми технологиями и NFT, чья ценность определяется по схожему принципу теми, кто согласен с ней.  Собирая редкие ракушки Темзы как носители записей времени, Анна в свою очередь навсегда записала их в цифровые структуры блокчейна, отмечая тем самым сходство технологического и естественного.