Внимание: регистрация закрыта

Сочетая натурные съемки с убедительным изображением целой галереи персонажей из рабочего класса, новаторский триллер Хичкока «Шантаж» (Великобритания, 1929 г. 75 мин), выпущенный как в звуковой, так и в немой версии, рисует насыщенную живописную картину лондонской жизни.

Начальный эпизод с арестом разыскиваемого преступника, снятый в натуральных и студийных декорациях, сцены в лондонской подземке (студия), Уайтхолле (натурная съемка), чайной «Лайонс» на Пикадилли-Серкус (натурная съемка) и, наконец, кульминационная погоня в Британском музее и на его крыше (натурная и студийная съемка) — видеоряд успешно уходит от театральной основы сценария.

Это высшая точка в ранней карьере Хичкока и всем британском немом кино. Позднее Хичкок снова не раз, и с большим успехом, обращался к сюжетам с убийством ножом — например, в таких лентах, как «39 ступеней» (1935) и «Психо» (1960).

Основная финансовая поддержка для реставрации фильма предоставлена Ассоциацией иностранной прессы в Голливуде (HFPA) и некоммерческой организацией The Film Foundation.

О фильме

Немой фильм Альфреда Хичкока «Шантаж» считается одним из выдающихся, если не лучшим, в британском киноискусстве 1920-х гг. Картина снималась в 1929 г. в эпоху появления техники звукового кино и первоначально заказывалась в двух вариантах: немом и частично озвученном — с музыкальным сопровождением и некоторыми диалогами. Однако высокое мастерство режиссера, сразу оценившего богатые перспективы новой техники, позволило наряду с немой создать и новаторскую полностью звуковую версию. Столкнувшись со значительными техническими трудностями, Хичкок преодолевал их настолько изобретательно, что звуковая картина почти затмила собой немой фильм, который, тем не менее, в ряде отношений ее превосходит.

«Немое кино — самая чистая форма кинематографа»,  — говорил Хичкок. Больше кадров, бóльшая подвижность камеры и плавность монтажа — все это улучшает стилистику повествования. Каждая сцена имеет значение, каждый кадр либо нагнетает атмосферу, либо двигает сюжет вперед. Мастерски смонтированные первые восемь минут фильма «Шантаж» позволяют проследить весь процесс «обработки» матерого преступника полицией — от задержания до помещения в тюремную камеру.

В этой кинокартине проявились многие стилистические приемы и особенности, характерные для более поздних фильмов Хичкока, в частности, его увлеченность темой мужской сексуальной агрессии и женской уязвимости. Подобно сюжету более поздней ленты «Саботаж» (1936), в фильме «Шантаж» женщину спасает от преследования закона любовник-полицейский. Кроме того, как и в ряде других фильмов Хичкока, героиня испытывает психическое состояние «бегства», в котором действует механически, не контролируя свои действия. Примерами могут служить «Убийство!» (1930), тот же «Саботаж» и в какой-то степени «Головокружение» (1958) и «Психо» (1960).

По утверждению молодого Майкла Пауэлла, будущего режиссера «Лестницы в небо» (1946), в то время работавшего фотографом в киностудии, это он предложил убрать из сценария третий акт первоначальной пьесы, где оказывалось, что убийства не было, и закончить фильм погоней по куполу Читального зала Британского музея. Лондон был местом действия и для других ранних работ Хичкока, таких, как «Жилец» и «Ринг», однако «Шантаж» — это первый фильм с использованием коронной финальной сцены.

Процесс реставрации

К счастью, в Национальном архиве Британского института кино сохранился исходный негатив немой версии фильма. Однако пленка сильно пострадала от поперечного скручивания, поскольку одна сторона ссохлась сильнее другой, что в сочетании с узкими межкадровыми интервалами потребовало особо тщательного цифрового сканирования. Попытки добиться равномерного прилегания для достижения необходимой резкости изображения могли привести к дальнейшему повреждению фотослоя. Тем не менее, несмотря на скручивание эмульсии и хрупкость склейки участков пленки, в конечном счете, удалось получить качественное изображение с великолепной градацией тонов.

Фильм «Шантаж» был одним из первых отсканирован с помощью сканера Британского института кино. На отдельных участках была успешно применена технология иммерсионного канала, когда пленка при сканировании погружается в специальную жидкость, чтобы устранить или сильно уменьшить эффект мелких царапин на поверхности.

После сканирования со сверхвысоким разрешением 4K остаточные повреждения и разрывы кадров удалялись цифровым способом. Интертитры в фильме имели нормальную продолжительность, в отличие от обычных «мелькающих» флэш-титров в исходных негативах немых кинолент, и были сохранены в новой копии. Наплывы между кадрами, играющие важную роль в стилистике повествования, по возможности восстанавливались на основе двух соседних кадров.

В результате получилась необычайно чистая лента, сохранившая содержание, текстуру и красоту первоначальной кинографики.

Актерский и съемочный состав, продюсеры и меценаты

Производство: кинокомпания Бритиш Интернэшнл Пикчерс
Режиссер: Альфред Хичкок
Сценарий: Альфред Хичкок по пьесе Чарльза Беннета
Оператор: Джек Кокс
Художник: Уилфред Арнольд
Ассистент режиссера: Фрэнк Миллс
Редактор: Эмиль де Рюель

В ролях

  • Анни Ондра — Элис Уайт
  • Сара Оллгуд — миссис Уайт
  • Чарльз Пейтон — мистер Уайт
  • Джон Лонгден — детектив Фрэнк Уэббер
  • Дональд Кэлтроп — Трэйси
  • Сирил Ритчард — художник
  • Ханна Джонс — квартирная хозяйка

Фильм восстановлен Национальным архивом Британского института кино (BFI) совместно с кинокомпанией StudioCanal

Основное финансирование: Ассоциация иностранной прессы в Голливуде (HFPA) и The Film Foundation

Дополнительное финансирование: компания Deluxe 142, Пиа Гетти, Кол и Карен Нидхэм, Фонд Мортимера и Терезы Саклер

Национальный архив Британского института кино

  • Кураторы реставрации: Брайони Диксон, Кирон Уэбб
  • Сканирование пленки: Бен Томпсон
  • Реставрация изображений: Бен Томпсон, Питер Маршалл
  • Контроль и сличение фильмокопий: Анджело Лукателло

Deluxe 142

  • Производство: Пол Коллард, Марк Бонничи
  • Цветокоррекция: Стивен Беарман
  • Цифровое восстановление: Группа реставрации Deluxe 142
  • Запись фильма: Пол Дуган