Registration is closed

UK 1929 75 mins @24fps

Through its mixture of location filming and roster of believable working-class characters, Hitchcock’s seminal thriller (made in both sound and silent versions) also succeeds as a rich evocation of London life. 

From its opening sequence with the police tracking down a wanted criminal (encompassing location and studio shooting), through scenes on the London Underground (studio), Whitehall (location), the Lyon’s Tea House at Piccadilly Circus (location), and on to the climactic chase in and atop the British Museum (location and studio), the film successfully eludes its theatrical origins. A highpoint in Hitchcock’s early career, and of British silent cinema, the director would later revisit and surpass the knife murder in Blackmail with those featured in both The 39 Steps (1935) and, most famously, Psycho (1960). 

Working from the original nitrate negative, preserved in the BFI National Archive has produced an extraordinary improvement in clarity of the image.

About the film

Hitchcock’s silent Blackmail is one of the best British films, if not the best, of the late 1920s. Made in 1929, during the transition to the sound era, it was commissioned as both a silent and as a part-talkie with music and some dialogue scenes. With remarkable skill (and an eye to building a solid career in the new medium), Hitchcock managed to produce both a beautifully crafted silent and a groundbreaking sound version. Indeed, he tackled the considerable technical obstacles with such imagination that the latter has tended to obscure the reputation of the silent version, which is in fact superior in a number of ways. 

As Hitchcock said ‘The silent pictures were the purest form of cinema’ and indeed the film contains more shots, more camera movement and the fluidity of the cutting conveys the narrative with greater style. Every scene counts and every shot either enhances the atmosphere or moves the story along. The opening eight minutes of the film is a tour de force of montage in which we see the forces of the Law hunt down and ‘process’ a career villain from capture to the police cell. 

Blackmail displays many of the stylistic elements and themes with which Hitchcock would come to be associated: particularly a fascination with male sexual aggression and female vulnerability. Like the later Sabotage (1936) it features a woman who is protected from the Law by her policeman lover. It is also one of a number of Hitchcock’s films to feature a heroine who enters a dazed or ‘fugue’ state in which she acts mechanically and apparently without control of her actions – other examples are Murder! (1930), Sabotage and, more ambiguously, Vertigo (1958) and Psycho (1960).

The young Michael Powell, A Matter of Life and Death (1946), then a stills photographer, claimed to have suggested that the script should lose the third act of the original play, in which it is revealed that no murder has been committed, and end instead with a chase over the dome of the British Museum Reading Room. The Lodger and The Ring both have London locations, but this is undoubtedly the first of Hitchcock’s trademark set-piece finales.

The restoration

Fortunately the BFI National Archive holds the original negative of the silent version. However the negative had suffered extensively from ‘curling’ as a result of one side of the film stock having shrunk more than the other. This, in combination with very narrow joins between shots, meant careful digital scanning was required to prevent further damage and to make the film lie flat in the scanner’s gate. Without this, the sharpness of the images would have been severely compromised. Eventually, despite the curl of the film emulsion and the delicate splices, a sharp scan with excellent tonal range was achieved. 

The film is one of the first features to be scanned on the BFI’s scanner and it has benefited from the use of a wet-gate for sections of the film. In this technology, the film is immersed in a fluid at point of scanning in order to greatly reduce or eliminate the many fine scratches on the surface. 

After scanning, which was carried out at 4K resolution, the negative’s remaining damage and several multi-frame tears were removed by digital repair. The intertitles were present at full-length – rather than the ‘flash-titles’ which often exist in other silent negatives – and have been preserved as part of the new master. The dissolves between shots are a crucial part of the film’s narration and, where possible, they have been reconstructed from the two separate shots. 

In the end, the restoration has produced an exceptionally clean picture which retains the essence, texture and beauty of the original photography.

Credits

Credits 

  • Production Company British International Pictures
  • Director Alfred Hitchcock
  • Screenplay Alfred Hitchcock from the play by Charles Bennett
  • Photography Jack Cox
  • Art Direction W C Arnold
  • Assistant Director Frank Mills
  • Editor Emile de Ruelle

Cast

  • Anny Ondra Alice White
  • Sara Allgood Mrs White
  • Charles Paton Mr White
  • John Longden Detective Frank Webber
  • Donald Calthrop Tracy
  • Cyril Ritchard The Artist
  • Hannah Jones The Landlady

A restoration by the BFI National Archive in association with STUDIOCANAL

Principal funding provided by The Hollywood Foreign Press Association and The Film Foundation

Additional funding provided by Deluxe 142, Pia Getty, Col & Karen Needham and the Dr Mortimer & Theresa Sackler Foundation

BFI National Archive

  • Restoration supervised by Bryony Dixon, Kieron Webb
  • Film Scanning Ben Thompson
  • Picture Restoration Ben Thompson, Peter Marshall
  • Film Inspection and Comparison Angelo Lucatello

Deluxe 142

  • Production Paul Collard, Mark Bonnici
  • Colourist Stephen Bearman
  • Digital Picture Restoration Deluxe 142
  • Restoration Team
  • Film Recording Paul Doogan

Внимание: регистрация закрыта

Сочетая натурные съемки с убедительным изображением целой галереи персонажей из рабочего класса, новаторский триллер Хичкока «Шантаж» (Великобритания, 1929 г. 75 мин), выпущенный как в звуковой, так и в немой версии, рисует насыщенную живописную картину лондонской жизни.

Начальный эпизод с арестом разыскиваемого преступника, снятый в натуральных и студийных декорациях, сцены в лондонской подземке (студия), Уайтхолле (натурная съемка), чайной «Лайонс» на Пикадилли-Серкус (натурная съемка) и, наконец, кульминационная погоня в Британском музее и на его крыше (натурная и студийная съемка) — видеоряд успешно уходит от театральной основы сценария.

Это высшая точка в ранней карьере Хичкока и всем британском немом кино. Позднее Хичкок снова не раз, и с большим успехом, обращался к сюжетам с убийством ножом — например, в таких лентах, как «39 ступеней» (1935) и «Психо» (1960).

Основная финансовая поддержка для реставрации фильма предоставлена Ассоциацией иностранной прессы в Голливуде (HFPA) и некоммерческой организацией The Film Foundation.

О фильме

Немой фильм Альфреда Хичкока «Шантаж» считается одним из выдающихся, если не лучшим, в британском киноискусстве 1920-х гг. Картина снималась в 1929 г. в эпоху появления техники звукового кино и первоначально заказывалась в двух вариантах: немом и частично озвученном — с музыкальным сопровождением и некоторыми диалогами. Однако высокое мастерство режиссера, сразу оценившего богатые перспективы новой техники, позволило наряду с немой создать и новаторскую полностью звуковую версию. Столкнувшись со значительными техническими трудностями, Хичкок преодолевал их настолько изобретательно, что звуковая картина почти затмила собой немой фильм, который, тем не менее, в ряде отношений ее превосходит.

«Немое кино — самая чистая форма кинематографа»,  — говорил Хичкок. Больше кадров, бóльшая подвижность камеры и плавность монтажа — все это улучшает стилистику повествования. Каждая сцена имеет значение, каждый кадр либо нагнетает атмосферу, либо двигает сюжет вперед. Мастерски смонтированные первые восемь минут фильма «Шантаж» позволяют проследить весь процесс «обработки» матерого преступника полицией — от задержания до помещения в тюремную камеру.

В этой кинокартине проявились многие стилистические приемы и особенности, характерные для более поздних фильмов Хичкока, в частности, его увлеченность темой мужской сексуальной агрессии и женской уязвимости. Подобно сюжету более поздней ленты «Саботаж» (1936), в фильме «Шантаж» женщину спасает от преследования закона любовник-полицейский. Кроме того, как и в ряде других фильмов Хичкока, героиня испытывает психическое состояние «бегства», в котором действует механически, не контролируя свои действия. Примерами могут служить «Убийство!» (1930), тот же «Саботаж» и в какой-то степени «Головокружение» (1958) и «Психо» (1960).

По утверждению молодого Майкла Пауэлла, будущего режиссера «Лестницы в небо» (1946), в то время работавшего фотографом в киностудии, это он предложил убрать из сценария третий акт первоначальной пьесы, где оказывалось, что убийства не было, и закончить фильм погоней по куполу Читального зала Британского музея. Лондон был местом действия и для других ранних работ Хичкока, таких, как «Жилец» и «Ринг», однако «Шантаж» — это первый фильм с использованием коронной финальной сцены.

Процесс реставрации

К счастью, в Национальном архиве Британского института кино сохранился исходный негатив немой версии фильма. Однако пленка сильно пострадала от поперечного скручивания, поскольку одна сторона ссохлась сильнее другой, что в сочетании с узкими межкадровыми интервалами потребовало особо тщательного цифрового сканирования. Попытки добиться равномерного прилегания для достижения необходимой резкости изображения могли привести к дальнейшему повреждению фотослоя. Тем не менее, несмотря на скручивание эмульсии и хрупкость склейки участков пленки, в конечном счете, удалось получить качественное изображение с великолепной градацией тонов.

Фильм «Шантаж» был одним из первых отсканирован с помощью сканера Британского института кино. На отдельных участках была успешно применена технология иммерсионного канала, когда пленка при сканировании погружается в специальную жидкость, чтобы устранить или сильно уменьшить эффект мелких царапин на поверхности.

После сканирования со сверхвысоким разрешением 4K остаточные повреждения и разрывы кадров удалялись цифровым способом. Интертитры в фильме имели нормальную продолжительность, в отличие от обычных «мелькающих» флэш-титров в исходных негативах немых кинолент, и были сохранены в новой копии. Наплывы между кадрами, играющие важную роль в стилистике повествования, по возможности восстанавливались на основе двух соседних кадров.

В результате получилась необычайно чистая лента, сохранившая содержание, текстуру и красоту первоначальной кинографики.

Актерский и съемочный состав, продюсеры и меценаты

Производство: кинокомпания Бритиш Интернэшнл Пикчерс
Режиссер: Альфред Хичкок
Сценарий: Альфред Хичкок по пьесе Чарльза Беннета
Оператор: Джек Кокс
Художник: Уилфред Арнольд
Ассистент режиссера: Фрэнк Миллс
Редактор: Эмиль де Рюель

В ролях

  • Анни Ондра — Элис Уайт
  • Сара Оллгуд — миссис Уайт
  • Чарльз Пейтон — мистер Уайт
  • Джон Лонгден — детектив Фрэнк Уэббер
  • Дональд Кэлтроп — Трэйси
  • Сирил Ритчард — художник
  • Ханна Джонс — квартирная хозяйка

Фильм восстановлен Национальным архивом Британского института кино (BFI) совместно с кинокомпанией StudioCanal

Основное финансирование: Ассоциация иностранной прессы в Голливуде (HFPA) и The Film Foundation

Дополнительное финансирование: компания Deluxe 142, Пиа Гетти, Кол и Карен Нидхэм, Фонд Мортимера и Терезы Саклер

Национальный архив Британского института кино

  • Кураторы реставрации: Брайони Диксон, Кирон Уэбб
  • Сканирование пленки: Бен Томпсон
  • Реставрация изображений: Бен Томпсон, Питер Маршалл
  • Контроль и сличение фильмокопий: Анджело Лукателло

Deluxe 142

  • Производство: Пол Коллард, Марк Бонничи
  • Цветокоррекция: Стивен Беарман
  • Цифровое восстановление: Группа реставрации Deluxe 142
  • Запись фильма: Пол Дуган