Champagne
Champagne

Вторым фильмом Хичкока 1928 года стала непривычно легкая комедия «Шампанское» (Великобритания, 1928 г. 105 мин., 20 к/с) о том, как миллионер решает разрушить помолвку ветреной дочери с неподходящим женихом, притворившись банкротом.

Однако и в «Шампанском» не обошлось без блестящих хичкоковских ходов, таких как кадры, снятые сквозь бокал шампанского, и тревожные фантазии легкомысленной героини в исполнении воздушной Бетти Бальфур, которой мерещится, как ее насилует таинственный мужчина, оказывающийся впоследствии шпионом отца. Удачное использование приемов вуайеризма также характеризует типичный стиль Хичкока.

Основная финансовая поддержка для реставрации фильма предоставлена Благотворительным фондом Эрика Анкера-Петерсена.

О фильме

В этой романтической комедии миллионер прикидывается банкротом, чтобы проучить свою избалованную ветреную дочь, которую играет искрометная звезда комедий Бетти Бальфур.

Вначале Хичкок намеревался снять сюжет в стиле «из грязи в князи» о бедной девушке из Реймса, работающей на фабрике по производству шампанского, которое отправляют вагонами в Париж для богатых бонвиванов. Она попадает в столицу, где становится танцовщицей кабаре и приобщается к веселой жизни, рискуя потерять репутацию. В финале, повзрослевшая и разочарованная, девушка возвращается домой, навсегда разлюбив шампанское и то, что с ним связано. Однако Уолтер Майкрофт переписал сценарий, и Бетти Бальфур пришлось играть легкомысленную современную девицу, которая раздражает отца праздной расточительной жизнью (героиня прилетает на собственном самолете — вполне в стиле «буйных двадцатых»), а также своими отношениями с молодым человеком, которого отец считает охотником за деньгами. На самом деле юноша обладает твердыми моральными принципами и даже пытается читать девушке нотации, чем только подталкивает ее к дальнейшим безрассудствам, хотя в душе она, подобно героине «Весьма современной Милли», порядочна и верна традициям.

Как бы ни относился Хичкок к этому сценарию, он не обошелся без своих фирменных экспериментальных штрихов, таких как великолепный кадр в начале фильма, снятый сквозь поднятый бокал шампанского, и забавные эффекты для передачи ощущений морской болезни у жениха главной героини, в роли которого снялся культовый французский актер Жан Браден. Самыми «хичкоковскими» стали сцены с участием Бетти и таинственного «светского льва» с подозрительными намерениями, который появляется со зловещей регулярностью. Девушка даже воображает, как он пытается изнасиловать ее в кабаре, где в поисках работы ей пришлось столкнуться с неприглядной изнанкой своих прежних веселых похождений. Как ни странно, цензура пропустила сцену — возможно, потому, что это лишь фантазия героини, однако Хичкок в своем дальнейшем творчестве еще не раз проявлял интерес к теме мужского сексуального насилия и пытался перейти границы дозволенного на экране.

(Брайони Диксон, куратор направления немого кино, Национальный архив Британского института кино)

Процесс реставрации

В распоряжении реставраторов был исходный негатив «Шампанского», что позволило достичь очень хорошего качества изображения, но как оказалось, это палка о двух концах.

Уже в начале реставрационного процесса показалось странным, что в фильме Хичкока имеются грубо состыкованные кадры и ошибки кадрирования, а местами и неудачная актерская игра. При более тщательном изучении на начальном участке пленки обнаружилась пометка «2-й нег. «, из чего был сделан вывод, что лента смонтирована из худших по качеству кадров, сохраненных на случай повреждения основного оригинала или потребности в дополнительных отпечатках. По-видимому, за неимением других оригинальных материалов, первоначальный вид фильма точно восстановить не удастся.

Большой работы потребовала подготовка пленки к сканированию, поскольку негатив хранился в виде отдельных фрагментов, слабо скрепленных клейкой лентой. Были исправлены незначительные ошибки последовательности и восполнены наплывы между кадрами, отсутствующие в негативе, после чего был выполнен подбор значений оптической плотности негатива и цифровое восстановление.

Как и в других отреставрированных фильмах Хичкока, титры были полностью обновлены с точным воспроизведением оригинального шрифта и иллюстраций. Несмотря на некоторые недостатки вследствие особенностей исходного материала, смонтированная в результате копия получилась превосходной; она дает зрителям возможность полностью насладиться блистательными нарядами Бетти Бальфур.

(Группа реставрации: Кирон Уэбб, Брайони Диксон, Клэр Уэст, Бен Томпсон, Дэйв Гурни, Питер Маршалл)

Актерский и съемочный состав, продюсеры и меценаты

Производство: кинокомпания Бритиш Интернэшнл Пикчерс
Режиссер: Альфред Хичкок
Продюсер: Джон Максвелл
Сценарий: Альфред Хичкок, Элиот Стэннард по рассказу Уолтера Майкрофта
Оператор: Джон Кокс
Художник: Уилфред Арнольд

В ролях

  • Бетти Бальфур — девушка
  • Жан Браден — парень
  • Фердинанд фон Альтен — мужчина
  • Гордон Харкер — отец

Фильм восстановлен Национальным архивом Британского института кино (BFI) совместно с кинокомпанией StudioCanal

Основное финансирование: Благотворительный фонд Эрика Анкера-Петерсена

Дополнительное финансирование: компания Deluxe 142

Фильм «Шампанское» будет также транслироваться по новому интернет-каналу, созданному для культурных проектов Художественным Советом Англии совместно с «Би-Би-Си». Британский институт кино (BFI) стал одним из ключевых партнеров канала The Space, предоставляющего новую возможность наслаждаться живым искусством бесплатно и в удобное время — http://thespace.org/