Easy Virtue
Easy Virtue

Внимание: регистрация закрыта

Фильм снят по мотивам популярной театральной пьесе Ноэла Коуарда, он представляет собой ещё один ранний вариант излюбленной хичкоковской темы ложного обвинения: на этот раз молодую женщину изгоняют из общества, где все уверены в ее вине. 

Для исследователей раннего творчества Хичкока эта картина – самая большая редкость после утерянного «Горного орла». Материалы, сохранившиеся лишь в виде 16-миллиметровых плёнок в плохом состоянии, были отреставрированы цифровым способом, и теперь зрители смогут оценить незаслуженно забытую киноленту.

О фильме

В июле 1927 года журнал Picturegoer напечатал фотоколлаж с анонсом хичкоковской киноверсии новой театральной  пьесы «Лёгкое поведение». Заголовок гласил: «Экранизация пьесы Ноэла Коуарда – нелёгкое дело, но мистер Хичкок сделал это!» Рецензенты превозносили удачную работу Элиота Стэннарда, сценариста и наставника Хичкока во всех его ранних фильмах. 

Пьеса Коуарда и в самом деле представляла собой трудную задачу. Репутация героини была запятнана в прошлом, до начала действия, и подробности выясняются позже. В театральной постановке такая структура сюжета легко реализуется с помощью диалогов, в отличие от немого кино. Стэннард применил решение, которое неоднократно использовал прежде, причём наиболее удачно – в картине «Тайна леди Одли» (1920), где он дерзко начал киноповествование с неожиданной концовки романа. В экранизации «Лёгкого поведения» хронология событий также изменена: действие открывается громким судебным процессом, которым пьеса Коуарда заканчивается и в ходе которого выясняется подоплёка событий. Муж Лариты Филтон подал на развод, обвинив её в супружеской измене. 

Суд относится к женщине равнодушно и без сочувствия, пресса злорадствует, раздувая скандал. Судья зевает, адвокаты упражняются в красноречии, а журналистка описывает обстоятельства дела – самоубийство художника-портретиста, влюблённого в Лариту и деньги, которые он ей оставил, – оскорбительными газетными штампами, убеждая публику и суд в виновности ответчицы. После премьеры кинокритики призывали владельцев кинотеатров больше рекламировать Изабель Джинс, исполнительницу главной роли. «Дайте слово звезде», – советовала газета «Кинематограф Уикли». Ведущая актриса киностудии «Гейнсборо Пикчерс», известная прежде всего по ролям роковой красотки в трёх фильмах из серии «Крыса», Джинс также снималась в предыдущем фильме Хичкока «По наклонной плоскости» в роли корыстной подруги простака Родди, которого сыграл Айвор Новелло. В дальнейшем она ещё раз появилась у Хичкока в картине «Подозрение» (1941). Чарльз Барр отмечает, что главные герои обеих картин в каком-то смысле «скатываются по наклонной плоскости», укрываясь от пересудов лондонского света на юге Франции. Снова «общество», представленное в «Лёгком поведении» узколобым семейством Уиттекеров из уединённого особняка, враждебно и безжалостно к чужакам. Робин Ирвин, сыгравший нового мужа Лариты Джона Уиттекера, также появлялся в картине «По наклонной плоскости» в роли друга, вину которого взял на себя Родди.

 Работа Хичкока не осталась без внимания –  в «Лёгком поведении» режиссёр превзошёл самого себя. Так же, как «Сад наслаждений» и «Шампанское», фильм начинается новаторским комбинированным кадром, снятым с помощью огромного зеркального макета: судья смотрит в монокль (где на самом деле отражается актёр, стоящий позади камеры) на обвинителя, при этом общий план мастерски переходит в крупный план. Впечатляет также сцена, где Ларита отвечает на предложение Джона, причём  об исходе этой сцены можно судить лишь по реакции телефонистки на коммутаторе, которая слушает разговор, – ещё один типичный приём Хичкока. Запоминается и драматическая кульминация, когда Ларита, бросая вызов обществу, спускается по лестнице в обтягивающем платье с веером из страусиных перьев, разыгрывая из себя женщину «лёгкого поведения», каковой её и считают. Эта великолепная сцена наверняка вызвала гром аплодисментов на премьере.

Процесс реставрации

Фильм «Лёгкое поведение» оказался самым трудным для восстановления из всех сохранившихся немых лент Хичкока. В распоряжении группы реставраторов Британского института кино имелся лишь ряд более или менее идентичных 16-миллиметровых проекционных копий, все в очень плохом состоянии и с существенными сокращениями. 

Первоначальная длина киноленты составляла 7390 футов, что соответствовало, в зависимости от скорости её движения, примерно 94 минутам показа, тогда как сохранившиеся копии имели в длину всего 5434 фута на 69 минут. Причиной может быть нехватка большого фрагмента либо, что более вероятно, десятки или даже сотни мелких сокращений. Надежда, что в процессе работы найдутся дополнительные материалы или копии лучшего качества, не оправдалась, однако поиски продолжаются. 

Отпечатки с негатива, помимо Великобритании, найдены в США, Австралии и Нидерландах, однако, к сожалению, все это 16-миллиметровые плёнки, сильно изношенные, с потёртой поверхностью и разрывами. Самой большой проблемой стало недостаточное оптическое разрешение изображений из-за многократного копирования. Располагая столь ограниченными материалами, удалось лишь минимизировать царапины и повреждения, а также обновить интертитры. Кадры приходилось заменять, выбирая лучшие по качеству из нескольких копий. 

Как и в других реставрированных лентах Хичкока, все основные титры и интертитры были восстановлены с использованием первоначальных шрифтов.

Актерский и съемочный состав, продюсеры и меценаты

Производство: кинокомпания Гейнсборо Пикчерс

Режиссёр: Альфред Хичкок

Сценарий: Элиот Стэннард по пьесе Ноэла Коуарда

В ролях

  • Изабель Джинс – Ларита Филтон
  • Робин Ирвин – Джон Уиттекер
  • Франклин Дайалл – Обри Филтон
  • Иэн Хантер – адвокат истца
  • Вайолет Фэрбразер – мать Джона
  • Фрэнк Эллиот – полковник Уиттекер
  • Дороти Бойд – Сара
  • Бенита Хьюм – телефонистка

Фильм восстановлен Национальным архивом Британского института кино (BFI) совместно с компаниями ITV Studios Global Entertainment и Park Circus Films.

Финансирование: организация The American Friends of the BFI, Фонд Джона С. Коэна, компания Deluxe 142, компания The Idlewild Trust, а также британскими киноклубами, поддержавшими проект Hitchcock 9.