ВНИМАНИЕ: регистрация на показ закрыта

Свою третью художественную киноленту «Жилец» (Великобритания, 1926 г. 90 мин) режиссер назвал «первым настоящим фильмом Хичкока», а журнал «Биоскоп» отозвался о ней как о «лучшем фильме за всю историю британского кино».

Этот первый детективный триллер мастера рассказывает о таинственном человеке, который может оказаться серийным убийцей, сеющем ужас на окутанных туманом улицах Лондона. Главная роль подозреваемого в злодействе была умышленно отдана кумиру публики Айвору Новелло. Впоследствии Хичкок повторил этот прием с актером Кэри Грантом в «Подозрении» (1941).

Визуальный ряд в фильме построен чрезвычайно изобретательно, особенно в сцене, где сквозь специально устроенный стеклянный пол зритель видит, как герой нервно меряет шагами комнату наверху, как будто его шаги слушает хозяйка. Новая реставрация преобразила картину, значительно повысив четкость изображения.

Основная финансовая поддержка для реставрации фильма предоставлена Ассоциацией иностранной прессы в Голливуде (HFPA) и некоммерческой организацией The Film Foundation.

О фильме

«„Жилец“ стал первым настоящим фильмом Хичкока» — Альфред Хичкок

Картина «Жилец: история лондонского тумана» стала первым триллером Хичкока и первым его творческим и коммерческим успехом.

Фильм снят вскоре после возвращения режиссера из Германии и носит следы влияния немецкого киноэкспрессионизма, представленного такими лентами, как «Кабинет доктора Калигари» (1919) и «Носферату» (1922). Их стилизованные угловатые декорации и резкие контрасты света и тени, призванные передать психологическое напряжение, произвели большое впечатление на начинающего режиссера.

Популярный роман «Жилец» Мари Беллок-Лаундес, написанный по мотивам истории Джека Потрошителя и опубликованный в 1913 году, был хорошо известен Хичкоку, который обожал детективы. Этот сюжет давал ему возможность обратиться к своей любимой в будущем теме преследуемого человека.

Выбор кумира публики Айвора Новелло с положительным амплуа на роль таинственного жильца, внушающего подозрения, также стал предвестием нового излюбленного режиссерского приема — игры на привычных зрительских ожиданиях. Молодая актриса Джун Трипп в роли Дейзи, дочери домовладелицы, стала второй по счету в длинном ряду хичкоковских блондинок, натуральных или специально крашенных — после Вирджинии Валли, звезды картины «Сад наслаждений» (1925). Жених Дэйзи, полицейский Джо, шутит: «Я сам западаю на золотые волосы, прямо как этот Мститель». Скоро стало ясно, что и у Хичкока те же вкусы.

Фильм отличается смелым использованием визуальных приемов, таких как стеклянный пол, сквозь который видно, как главный герой нервно меряет шагами комнату. Возможно, из-за нехватки массовки режиссер снялся здесь в своем первом камео: его можно увидеть со спины в редакции, а также в толпе прохожих. «Жилец» имел огромный успех и быстро принес Хичкоку известность, однако вполне мог так и не выйти в свет.

После частного просмотра руководством дистрибьютор Чарльз М. Вульф, относившийся к экспериментам Хичкока с недоверием, заявил режиссеру: «Ваша картина ужасна, мы положим ее на полку и забудем». Однако, в конце концов, фильм вышел на экраны благодаря директору киностудии «Гейнсборо Пикчерс» Майклу Бэлкону и монтажеру Айвору Монтегю. Несколько неудачных сцен было переснято, но что еще важнее, Монтегю вчетверо сократил количество титров и добавил фоновые рисунки художника Эдварда Макнайта Кауффера.

Финальная версия, показанная прессе в сентябре 1926 года, получила восторженный отзыв в журнале «Биоскоп»: «Возможно, это лучший британский фильм за всю историю кинематографа».

Процесс реставрации

В отсутствие исходного негатива материалом для восстановления послужили целлулоидные копии, хранящиеся в Национальном архиве Британского института кино с 1940-х годов. Использовались также результаты прошлых реставраций с тех же копий.

Международный поиск показал, что имеющиеся материалы уникальны. Кроме того, сверка материалов со списком отредактированных интертитров, хранящих рукописные пометки Айвора Монтегю, подтвердила отличную сохранность последовательности в копиях.

После выбора и сканирования лучших из сохранившихся кадров реставраторы потратили несколько сотен часов на удаление загрязнений и повреждений, добившись в результате значительного улучшения чистоты изображения.

Первоначальная копия «Жильца» была тонирована и окрашена разными оттенками для усиления драматизма сцен, и в ходе прежних реставраций эти эффекты воспроизводились фотохимическим способом, однако современные цифровые методы предоставляют неизмеримо больше возможностей регулировать контраст и глубину тонов, не нарушая стиля исходной черно-белой кинематографии.

Особое внимание при восстановлении фильма уделялось ночным сценам, снятым в густом тумане, который тонирован голубым цветом и подкрашен янтарными оттенками.

Актерский и съемочный состав, продюсеры и меценаты

Производство: кинокомпания Гейнсборо Пикчерс
Режиссер: Альфред Хичкок
Ассистент режиссера: Альма Ревилль
Оператор: барон Гаэтано ди Вентимилья
Художник: Уилфред Арнольд
Монтаж и титры: Айвор Монтегю
Дизайн титров: Э. Макнайт Кауффер

В ролях

  • Айвор Новелло — жилец
  • Малкольм Кин — Джо Беттс, полицейский детектив
  • Джун Трипп — Дэйзи Бантинг
  • Артур Чесни — мистер Бантинг, муж домовладелицы
  • Мари Олт — домовладелица

Фильм восстановлен Национальным архивом Британского института кино (BFI) совместно с компаниями ITV Studios Global Entertainment, Network Releasing и Park Circus Films

Основное финансирование: Ассоциация иностранной прессы в Голливуде (HFPA), The Film Foundation и Саймон Хессель.

Дополнительное финансирование: Британское бюро классификации фильмов, компания Deluxe 142, Шивендра Сингх Дунгарпур, Иэн и Бет Милл

Национальный архив Британского института кино

  • Кураторы реставрации: Брайони Диксон, Кирон Уэбб
  • Реставрация изображений: Бен Томпсон, Питер Маршалл
  • Контроль и сличение фильмокопий: Анджело Лукателло

Deluxe 142

  • Производство: Пол Коллард, Марк Бонничи, Джонатан Диксон
  • Цветокоррекция: Стивен Беарман
  • Цифровое восстановление: Группа реставрации Deluxe 142
  • Сканирование и запись фильма: Пол Дуган
  • Цифровая обработка для Нитина Сони: Стив Уотсон