ВНИМАНИЕ: регистрация на показ закрыта

«Сад наслаждений»(Великобритания, 1926 г. 90 мин) — это дебютный художественный фильм великого режиссера и первая немая кинолента, которая была восстановлена и показана зрителям в рамках программы «Гений Хичкока». Однако эта лента никогда не реставрировалась полностью и осталась лишь в виде экранной копии с одной раскрашенной сценой.

Группой Британского института кино восстановлен цвет, удалены загрязнения и повреждения, а также добавлено значительное количество недостающего метража. Начальные кадры картины удивительным образом предвосхищают многие режиссерские приемы, характерные для зрелого творчества мастера, что подтверждается вступительными титрами от имени самого Хичкока, написанными его почерком: «Актеры приходят и уходят, но имя режиссера должно ясно запечатлеться в голове зрителя».

Основная финансовая поддержка для реставрации фильма была предоставлена Ассоциацией иностранной прессы в Голливуде (HFPA) и некоммерческой организацией The Film Foundation.

О фильме

Прежде чем получить от директора киностудии «Гейнсборо Пикчерс» Майкла Бэлкона свою первую самостоятельную работу, 25-летний Альфред Хичкок успел побывать дизайнером титров, сценаристом и ассистентом у самого успешного режиссера студии Грэхема Каттса. Дебютным заданием стала экранизация популярного романа Оливера Сэндиса (псевдоним Маргерит Флоренс Барклай).

Это мелодраматическая история двух танцовщиц из кабаре: успешной интриганки Джилл и простодушной Пэтси, обманутой беспутным мужем. Уверенный режиссерский стиль Хичкока узнается с первого кадра мелькающих женских ножек на винтовой лестнице, но особенно впечатляет его умение сжать действие, в то же время добавляя дополнительные смысловые слои. Сценарий картины не слишком оригинален для своей эпохи.

«Это мелодрама, но в ней есть несколько интересных сцен»,— снисходительно отозвался о фильме сам режиссер. Однако каким бы ни было его отношение к сюжету, он безусловно придал ему новое измерение: «Сад наслаждений» становится исследованием на тему вуайеризма, отношения к сексу и пропасти, разделяющей романтические мечты и реальность. Хичкок использует реплики второстепенных персонажей, рисуя характеры главных героев, а действия в схожих ситуациях помогают противопоставить положительных и отрицательных персонажей.

Кадр с надкушенным и брошенным яблоком ярко символизирует равнодушие мужа к Пэтси в их первую брачную ночь и намекает на его будущее поведение, в то же время укладываясь в один визуальный ряд с другими природными элементами (такими как фрукты и цветы), призванными выражать характер Пэтси. Реставрация фильма позволила восстановить мелкие режиссерские штрихи, характерные для Хичкока, и показать, насколько его талант проявился уже в первой самостоятельной работе.

Возможно, именно эта режиссерская изобретательность вызвала неприязнь одного из партнеров «Гейнсборо Пикчерс» Чарльза Вульфа, который отложил выпуск фильма больше чем на год. Однако реакция публики оказалась куда доброжелательнее. Рецензент лондонской «Дэйли экспресс» сразу сумел разглядеть достоинства картины и назвал режиссера «молодым гением». Карьера Хичкока начала свой взлет.

Процесс реставрации

Реставрация преобразила «Сад наслаждений» в большей степени, чем другие немые ленты Хичкока. В дополнение к копии фильма, хранящейся в Национальном архиве Британского института кино, международный поиск материалов позволил обнаружить копии во Франции, Нидерландах и США. Много лет считалось, что «Сад наслаждений» имел две различные версии выпуска, однако тщательное сопоставление пяти копий, в том числе четырех первоначальных целлулоидных, показало, что все они делались с одного исходного негатива. Был дополнен ряд существенных эпизодов и деталей, что позволило максимально восстановить первоначальный монтаж, а выбор лучше сохранившихся кадров позволил значительно усовершенствовать изображения. Сложный процесс сканирования двадцати катушек хрупкой целлулоидной пленки общей длиной более 17500 футов потребовал несколько месяцев упорной работы реставраторов. Цветовая схема «Сада наслаждений» отличается особой сложностью. Краски и тона у отдельных целлулоидных копий различаются, поэтому реставраторы ориентировались на цветовое решение экземпляра из Национального архива Британского института кино. Дизайн и шрифт интертитров также были полностью восстановлены.

Актерский и съемочный состав, продюсеры и меценаты

Производство: кинокомпания Гейнсборо Пикчерс / Emelka (Мюнхен)
Режиссер: Альфред Хичкок
Оператор: барон Гаэтано ди Вентимилья
Сценарий: Элиот Стэннард по роману «Сад наслаждений» Оливера Сэндиса
Художник: Людвиг Райбер

В ролях

  • Вирджиния Вэлли — Пэтси Брэнд
  • Кармелита Джерати — Джилл Чейни
  • Майлз Мэндер — Леветт
  • Джон Стюарт — Хью Филдинг
  • Джордж Снелл — Оскар Гамильтон

Фильм восстановлен Национальным архивом Британского института кино (BFI) совместно с компаниями ITV Studios Global Entertainment и Park Circus Films.

Основное финансирование: Ассоциация иностранной прессы в Голливуде (HFPA), The Film Foundation и Мэтт Спик.

Дополнительное финансирование: компания Deluxe 142.