Главный куратор Национального Киноархива Британского института кино Робин Бейкер является инициатором программы реставрации 9 немых фильмов Альфреда Хичкока. Пока фильмы завоевывают внимание публики во всем мире, Робин рассказал о том, какие же фильмы наиболее значимы для него.

Какова ваша связь с Британским Советом? Планируете ли вы совместные проекты в ближайшем будущем?

Я работаю с коллегами из Британского Совета в Великобритании, Китае, Бразилии и Сербии, организуя мировое турне немых фильмов Альфреда Хичкока. Мы показываем 9 сохранившихся картин толпам восторженных зрителей по всему миру. Совместные проекты в будущем? Нам есть, чем заняться.

Над какими проектами вы сейчас работаете?

Сейчас мы завершаем восстановление одного из наиболее знаменательных фильмов, хранящихся в Национальном Архиве Британского института кино — The Epic of Everest (1924). Фильм посвящен легендарной экспедиции, которая завершилась гибелью британских альпинистов Мэллори и Ирвина. Капитан экспедиции Ноэль в чрезвычайно суровых условиях делал снимки потрясающе красивого ландшафта. Значительную часть времени я посвящаю проекту, финансируемому национальной лотереей: в течение ближайших 4 лет мы оцифруем 10 000 британских фильмов — начиная домашними видео и заканчивая рекламными роликами и художественными картинами. Это изменит наше понимание британского кино, а также даст новый доступ к нему. Возьмем для начала великолепную и одновременно омерзительную готическую классику…

Что или кто изначально приобщил вас к кино?

Спасибо планировщикам на BBC, которые в 1970-х дали мне возможность смотреть старые британские и американские фильмы каждый раз, когда я включал телевизор. Сейчас такое трудно представить. Кроме того, кассиры в честерских кинотеатрах «АВС» и «Одеон» разрешали подростку потихоньку ходить на фильмы, рассчитанные на взрослых. Так я влюбился в работы Скорсезе, Копполы и Вуди Аллена, которые мне никогда не разрешили бы посмотреть дома.

Что на сегодняшний день вы считаете главным достижением в своей карьере?

Все в архиве чрезвычайно гордятся проделанной работой по восстановлению немых фильмов Хичкока и их успехом у новой публики. Помимо Хичкока, важным в моей карьере был 1999 год, когда я вместе с Брайони Хансон (занимающей в настоящий момент должность руководителя отдела кино в Британском Совете) провел первый в мире фестиваль Sing-a-long.

Здорово осознавать, что мы заново открыли миру див, одетых в старые шторы, и нежные звуки церковных гимнов.

Какова ваша первая работа в киноиндустрии?

Я был волонтером, работал в центре искусств, в Саутгемптоне. Я многому там научился (хотя зачастую на своих же ошибках) и получил опыт, подготовивший меня к моей первой оплачиваемой работе в киноиндустрии.

Если бы я тогда знал то, что знаю сейчас, я бы сказал вам…

Сначала посмотрите Хичкока, Пауэлла и Прессбургера, Одзу, Офюльса, Хоукса, Бергмана, Деми, Сатьяджита Рея, Дрейера, Эйзенштейна, Феллини, Миннелли, Ренуара, Виго, а уже потом делайте свое кино.

Какой ваш любимый британский фильм?

Вне конкуренции: A Matter of Life and Death. Творчество, амбиции и романтика Пауэлла, Прессбургера и их команды являются одним из ярчайших моментов мирового кинематографа. С небольшим отрывом на втором месте гораздо более прозаичный Parkgate Iron and Steel Co., Rotherham (1901) британских первопроходцев Митчелл и Кениона, в котором вы можете впервые увидеть на экране оскорбительный жест «V».

Если бы вы могли участвовать в создании любого уже существующего фильма, что бы вы выбрали?

Моей давней личной трагедией было то, что я не сыграл в «Дети дороги» (The Railway Children).

Какой первый увиденный фильм вы помните?

Наверное, это был «Бэмби» (Bambi) или «Пиф-паф ой-ой-ой» (Chitty Chitty Bang Bang). Какой пятилетний ребенок не любит фильмы, в которых умирает мама главного героя или чудовище, танцующее балет и хватающее детей?

Какая ваша любимая сюжетная линия или сцена из фильма?

Кадр из фильма «Конец долгого дня» (The Long Day Closes), где мы с прокуренного балкона в кинотеатре переносимся на ярмарку в самый центр событий. Эта сцена отражает саму суть влюбленности в кино, и Теренс Дэвис достигает этого с помощью кинематографического воодушевления, ловкости рук и значительного эмоционального влияния. Любимая сюжетная линия? Когда Стэнли Холлоуэй говорит Джойсу Кэри в «Короткой встрече» (Brief Encounter): «Он не так уж плох, мистер Сондерс. В конце концов, вы не можете ожидать большого воодушевления от человека, которому досталось только одно легкое и жена с диабетом».

Любимый экранный поцелуй?

Грейс Келли, целующая Джеймса Стюарта в фильме Хичкока «Окно во двор» (Rear Window). Конечно, каждый хочет быть Джеймсом Стюартом, особенно в таких обстоятельствах.

Кто ваш любимый экранный герой и/или злодей?

Джоан Коллинз, сыгравшая злую Принцессу Неллифер в «Земле Фараонов» (Land of the Pharaohs) и получившая по сюжету хорошую взбучку. Ее злодеяния не знают границ, она выглядит великолепно в древнем египетском бикини и то, как она встречает своего заклятого врага, не могло бы доставить зрителю больше удовольствия, выглядеть грандиознее или иметь еще более совершенную хореографию.

Кто мог бы сыграть вас в фильме о вашей жизни?

Майкл Редгрейв в 1938, Грегори Пек в 1946, Кэри Грант в 1957, Ален Делон в 1960, Джейми Фокс в 2013. Пояснения излишни. На самом деле, Орсон Уэллс в 1980, пожалуй, ближе всего к реальности.

Робин Бейкер представит проект реставрации немых фильмов Альфреда Хичкока на фестиваль «Хичкок: девять неизвестных».

 

Источник