Arctic Convoys Арктические конвои
©

Crown copyright

Date
вторник 08 февраль 2022 -
12:00 - 19:00
Location
Онлайн-мероприятие

Сломаем лёд: Новые связи на Севере 

Музейная онлайн-конференция

 

12:00 - 12:30 – Приветствия

модератор конференции  Ольга Синицына

Кристиан Данкамб, Советник по вопросам культуры Посольства Великобритании в России 

Рой Элвуд (Roy Elwood), Ветеран Полярных конвоев

Юрий Ефимович Александров, Президент РОО «Полярные конвои», капитан 1 ранга в отставке, ветеран Великой Отечественной войны

Игорь Витальевич Козырь, вице-президент РОО «Полярные конвои», писатель, переводчик

12:30 - 14:00 - Круглый стол.  Арктические конвои: общая военная история и её представление в музейных коллекциях и программах в России и Великобриатнии. 

К 80-летию прихода в СССР первого союзного конвоя и в преддверии открытия новой экспозиции, посвященной Арктическим конвоям в Музее Западных подходов, Ливерпуль, мы обсудим, как военная история представлена в музеях и что помнят об этом периоде нашей общей истории в России и Великобритании.  

Новая постоянная экспозиция, посвященная Арктическим конвоям в Музее Западных подходовб Ливерпуль. Дин Патон (Dean Paton), руководитель проекта Музея Западных подходов, Ливерпуль

Музейный опыт сохранения памяти об Арктических конвоях. Архангельск и Великобритания: поиск новых сюжетов. Евгений Анатольевич Тенетов, директор Северного морского музея в Архангельске, художник, журналист. 

Самое ужасное путешествие на свете: участие крейсера Белфаст в Арктических конвоях. Роберт Рамбл (Robert Rumble), Имперский военный музей, главный куратор HMS Belfast.

Полярное братство. Ледокол «Красин» участник Полярных конвоев. Ирина Олеговна Стонт, директор Музея «Ледокол «Красин», филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге. 

Музей русских арктических конвоев в Лох Ю, Шотландия. Крис Коннелли (Chris Connolly) – попечитель Музея русских арктических конвоев в Лох Ю,  бывший военный атташе в Посольстве Великобритании в  России. 

Сохранение памяти об Арктических конвоях в деятельности музеев Мурманской области. Елена Павловна Сабашникова, директор Мурманского краеведческого музея.

Вопросы и ответы. Обсуждение.

14:00 – 14:10 - Новые инициативы. Вдохновляющие блиц-выступления.

«Деятельность Фонда «Международный центр Северных конвоев» по увековечению в Санкт-Петербурге памяти Северных конвоев 1941-1945 годов». Совместный проект МЦСК и СПбГУ по созданию Музея Северных конвоев 

Владимир Петрович Соломонов, директор Фонда сохранения исторической памяти «Международный центр Северных конвоев» и 

Елена Эдуардовна Эльц, доцент кафедры международных гуманитарных связей факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета.  

Проекты Фонда Большое наследие, Великобритания, Дин Патон (Dean Paton), руководитель проекта

14:10 – 14:20 - перерыв

14:20 - 15:50 - Круглый стол. Сохранение, изучение и популяризация морского наследия. Люди, истории, предметы, память. 

В 1698 году Петр Великий отправился в Англию для изучения кораблестроения и навигации, заложив основу Российского императорского флота. Связи между двумя странами многим обязаны морской истории и традициям. Море играло ключевую роль в развитии торговли, обмене идеями и людьми, и сформировало образ жизни прибрежных территорий. Мы поговорим о том, как это богатое и разнообразное наследие собирается, сохраняется и изучается, и поделимся лучшими практиками в работе морских музеев.    

Морское наследие: люди, истории, память. Выставки «Тихоокеанское время» и «Витус Беринг». Человеческое измерение. Виктор Алексеевич Шалай, директор Музея истории Дальнего Востока им.В.К.Арсеньева и Музея «Владивостокская крепость». 

Загадка, завернутая в тайну внутри другой загадки.  Эндрю Чун Нан Лин (Andrew Choong Han Lin) – куратор морских коллекций, Национальный морской музей, Гринвич. 

Корабельного строя письмо — петровская выставка в Северном морском музее. Евгений Анатольевич Тенетов. Директор Северного морского музея, Архангельск 

Проект Мери Роуз: представление морского наследия в новом музее. Как с помощью предметов рассказывать истории о людяхю Крис Доббс (Chris Dobbs) – руководитель отдела морской археологии и интерпретации, Фонд Mary Rose, Исторические доки Портсмута. 

Морское наследие и англо-русские связи. Проекты к юбилею Петра Великого и русского флота. Руслан Шамсудинович Нехай, Директор Центрального военно-морского музея. 

Трансформация береговой линии и создание нового Морского музея. Иан Мерфи (Ian Murphy), Директор Национального морского музея Ливерпуля Мерсисайд. 

Вопросы и ответы. Обсуждение

15:50 – 16:00 - Новые инициативы. Вдохновляющие блиц-выступления.

Национальный музей Королевского флота. Виктория Инглз, Старший куратор

Международные связи Мери Роуз, Крис Доббс, руководитель отдела морской археологии и интерпретации, Фонд Мери Роуз.

16:00 – 16:10 - перерыв

16:10 - 17:40 - Круглый стол. Арктика будущего: изменения климата и устойчивые решения. 

В 2021-2023 годах к России переходит пост председателя в международном Арктическом совете. В рамках круглого стола, участники поговорят об экологических вызовах в Арктике, влиянии изменения климата на арктическую экосистему и традиционный образ жизни коренного населения и том, какую роль могут играть музеи и институты наследия в устойчивом развитии северных территорий.  

Как Национальные Музеи Шотландии работают с вопросами изменения климата через свои программы и коллекции. Ребекка Хиггит (Rebekah Higgitt) – главный хранитель коллекций Наука и Техника, Национальный музей Шотландии. 

Энергия Арктики: человеческое измерение. Владимир Николаевич Давыдов, заместитель директора по научной работе, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. 

Русские коллекции в собрании Института полярных исследований имени Скотта. Шарлотта Коннелли (Charlotte Connelly), хранитель Музея и Элеанор Пирс (Eleanor Peers), специалист по Арктике, Институт полярных исследований имени Скотта, Кембридж.

Опыт Музея Природы и Человека в изучении и сохранении культурного и природного наследия в районах Крайнего Севера в Югре. Глеб Борисович Чечевин, директор Музея Природы и Человека. Ханты-Мансийск

«Арктика: климат и культура». Питер Луверс, куратор проекта выставки «Арктика: климат и культура» в Британском музее.

Музей Арктики и Антарктики: взгляд в будущее. Мария Васильевна Дукальская, директор Музея Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург.

Вопросы и ответы. Обсуждение.

17:40 – 17:50 - Новые инициативы. Вдохновляющие блиц-выступления

О создании Ассоциации Арктических музеев и новых инициативах по работе с Арктическим природным и культурным наследием. Ольга Викторовна Подшувейт, руководитель проекта «Изучение и популяризация Культурного и исторического наследия Арктики», РЭМ, Центр «Инициативы», Ассоциация Арктических музеев. 

О предстоящей в мае конференции – «10-х Полярных чтениях» и о международном сотрудничестве в Арктике. Павел Анатольевич Филин, к.и.н., зам. директора Музейно-выставочного центра технического и технологического освоения Арктики. 

17:50 – 18:00 -  перерыв

18:00 – 18:40 - Выступления британских арт-резидентов - участников фестиваля «Инверсия», Мурманск.

Фестиваль Инверсия объединяет артистов и кураторов с Северо-Запада России и из Северной Европы в Мурманске, чтобы исследовать феномены культурной изоляции и переосмысливать традиционное негативное восприятие темноты и географической отдаленности. Фестиваль представляет несколько форм искусства – это аудиовизуальные перформансы, , а также дискуссионные платформы как в традиционных, так и в альтернативных пространствах диалога, что делает Инверсию уникальным событием на приграничных территориях нескольких северных стран. Северный цифровой путь – тема пятого года международного фестиваля Инверсия. 

Олег Хадарцев, основатель проекта Fridaymilk, программный директор фестиваля Инверсия 

Жанна Гузенко, исполнительный директор Fridaymilk, продюсер международного фестиваля Инверсия.

Британские художники-резиденты в рамках Инверсии-2022: Sami El-Enany, Dia Hexen (Dianne Lucille Campbell), Su Shaw

18:40 – 19:00 - Закрытие конференции, подведение итогов. 

Спикеры

Юрий Ефимович Александров – капитан 1 ранга в отставке, ветеран Великой Отечественной войны, учредитель и Президент РОО «Полярный конвой», Санкт-Петербург, с 1995 года. Под его руководством организация принимает активное участие в укреплении дружбы российских и иностранных моряков, возникшей еще в годы Великой Отечественной войны и нашедшей свое продолжение в деятельности братства северных конвоев. Во время войны Александров был бойцом истребительного батальона Красной армии под Великими Луками, затем более двадцати лет прослужил на Северном флоте, командовал судами различных классов. С 1970 по 1976 год был преподавателем в Высшем военно-морском училище имени М. В. Фрунзе. 

Жанна Гузенко, исполнительный директор Фрайдеймилк, продюсер международного фестиваля Инверсия. Жанна занимается продюсированием трансграничных проектов в сфере культуры и искусства, работает с североевропейской и российской музыкальной сценой, а также является одним из кураторов коллективной арт-экспедиции «Uncapitals» и со-основателем музыкального лейбла Inversia. 

Владимир Николаевич Давыдов, заместитель директора по научной работе, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. В 2003 окончил факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета с присвоением квалификации «социальный антрополог». В 2006-2011 гг. работал в этнографическом модуле Байкальского Археологического Проекта, а также проходил обучение в докторантуре Абердинского Университета, Великобритания. В рамках диссертационного исследования в 2007-2009 проводилось 11-месячное полевое исследование северобайкальских эвенков. Работает в МАЭ РАН с 2012 г. С 2012 по 2019 г. руководил отделом этнографии Сибири МАЭ РАН.

Кристофер Доббс (Christopher Dobbs) MA, PGCE, MBA, MIfA, FSA. Кристофер Доббс был одним из подводных археологов, кто открыл и в 1982 г. участвовал в подъеме судна Мери Роуз (1510-1545). Последние 15 лет он рассказывает об этом судне и показывает найденные на нем предметы в новом музее в Портсмуте, который получил множество профессиональных наград. Крис консультировал множество международных проектов, в том числе, под эгидой ЮНЕСКО, в таких странах как Египет, Китай, Перу, Тайвань, Чили, Индия, Швеция, Финляндия и США. Он является Вице-президентом Общества подводной археологии и бывшим Председателем этого общества и Комитета по морской археологии Международного совета морских музеев. 

Мария Васильевна Дукальская, директор Музея Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург. По образованию метеоролог. Впервые пришла в Музей Арктики и Антарктики в 1987 году, отработала три года экскурсоводом, затем была старшим научным сотрудником, ученым секретарем и заместителем директора по научной работе. Много лет проработала в метеорилогическом издательстве, специализировалась на книгах по Арктике. Муж Марии Васильевны – участник многих заполярных экспедиций, так что и семейная жизнь была связана с Арктикой.

Кристофер Коннолли (Christopher Connolly) вышел в отставку из Королевского морского флота в 2020, занимая должность Военного атташе при Британском посольстве в России. Находясь на этой должности, он принимал самое активное участие в праздновании 75-летия первого конвоя Дервиш в Архангельске. Он руководил совместным проектом Комиссии Содружества по военным захоронениям и ВМС России по установке самого северного памятника погибшим в Заполярье на самом севере Кольского полуострова. При его поддержке прошли еще три больших мероприятия в Санкт-Петербурге, связанные с Арктическими конвоями, позволившие выстроить прочные связи с местными ветеранами. В ноябре 2020 он стал Попечителем проекта Музея русских Арктических конвоев в Лох Ю. 

Шарлотта Коннелли (Charlotte Connelly) работает в Полярном институте имени Скотта в Кембридже с 2015 года, является хранителем Полярного музея. По образованию она историк науки и техники и сейчас хранит коллекции, связанные с Арктикой и с Антарктикой, включающие в себя самые разные типы материалов, от научных приборов и одежды до транспортных средств. 

Диана Люсилль Кэмпбел (Die Hexen) Композитор, саунд-продюсер и исполнитель. Ди Хексен — композитор-экспериментатор, смело объединяющая традиционные методы музыкального сочинения и необычные звуковые элементы. Музыкальные миры, которые создаёт Ди Хексен, часто называют таинственными и мистическими, многослойными и насыщенными глубокими эмоциями, с атмосферой, тонко передающей оттенки света и тьмы. Ди Хексен работает во многих творческих секторах и жанрах, включая сюжетное, экспериментальное и документальное кино, танцевальный театр, анимацию, инсталляцию, перформанс, и игровую индустрию. 

Иан Мерфи (Ian Murphy) работает в музеях Великобритании с 1998 г. После работы в управлении музеев администрации графства Лестершир и городских музеях в Лестере, в местах, связанных с археологией и социальной историей, в 2006 г. он вернулся в свой родной город Ливерпуль на должность куратора раздела Истории порта в Морском музее, а в 2010 стал директором этого музея.

Дин Патон (Dean Paton) – основатель и управляющий директор компании «Большое наследие», удостоенной множества наград. Организация занимается популяризацией культурного наследия, используя оригинальные форматы работы с посетителями. Дин получил образование в университете Честера и Оксфорде и основал «Большое наследие» в 2011 году. С тех пор, он реализовал множество проектов, связанных с наследием, в которых приняли участие тысячи людей. В свободное время Дин болеет за футбольный клуб Эвертон и интересуется археологией виноделия.

Элеанор Пирс (Eleanor Peers) занимается полевыми исследованиями в Сибири, преимущественно в республике Саха, Якутия, с 2003 года. Она получила стипендии докторанта в  Институте социальной антропологии имени Макса Планка в г. Галле, Германия, и Университете Абердина, на Факультете социальной антропологии.  В настоящий момент, Элеанор занимает должность специалиста по Арктике в Институте полярных исследований имени Скотта и курирует коллекцию русской полярной литературы Института. Автор многочисленных публикаций, в том числе о якутском фестивале Ыхях и популярной музыке в республике Саха, отгошениях человека с окружающей средой и местных газетах Бурятии.

Ольга Викторовна Подшувейт, ответственный исполнитель со стороны Российского этнографического музея проекта "Изучение, сохранение и популяризация исторического и культурного наследия Арктики", кандидат географических наук.

Роберт Рамбл (Robert Rumble) – главный хранитель крейсера HMS Belfast в составе Имперском военном музее. Он защитил диссертацию по музееведению в Университете Восточной Англии, среди его последних проектов – новая интерпретация в 2021 г. HMS Belfast, а также 10-летняя разработка мастер-плана для этого корабля. Его специализацией является военно-морская история периода Второй мировой войны и «Холодной» войны, а также мелкие военные конфликты, шпионаж и разведка и военно-воздушная фотосъемка. Он регулярно поставляет медиаконтент для музея, работает с ведущими историками и сотрудничает с музеями таких стран, как Франция и Россия.

Ольга Синицына – историк искусства, куратор, специалист по развитию музеев и библиотек. Окончила исторический факультет Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова. С 1981 по 2013 гг. работала во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы, в том числе в роли Заместителя директора. Эксперт и член жюри конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного Фонда Владимира Потанина, член Экспертного совета Фонда Михаила Прохорова. Национальный координатор от России в ICOM CECA Эксперт и преподаватель Президентской программы переподготовки управленческих кадров в сфере культуры РАНХиГС.

Елена Павловна Собашникова - директор Мурманского областного краеведческого музея. В 2006 году закончила Мурманский государственный педагогический университет. Вся профессиональная деятельность связана с музеями Мурманской области. В период с 2000 по 2012 работала в историко-краеведческом музее г. Кировска Мурманской области, 5 лет была его директором. В 2015 году была приглашена на должность директора музея в Мурманске. Музей сегодня является культурно-просветительским и научным центром и местом притяжения для всех посетителей. В музее работает сплоченная команда активных и творческих людей, которые делают все, чтобы музей был современным, интересным и увлекательным.

Соломонов Владимир Петрович, директор Фонда сохранения исторической памяти «Международный центр Северных конвоев» с 2018 года. Окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище (по специальности инженер-электрик), также прошел обучение в Институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства морского флота СССР; Северо-Западной академии государственной службы (государственное и муниципальное управление). Служил в советском торговом флоте (первый помощник капитана); в течение 15 лет занимал руководящие должности в международных компаниях по трудоустройству моряков. Почетный работник морского флота. 

Ирина Олеговна Стонт, директор Музея «Ледокол «Красин», филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге, активист, ветеран ледокольного флота России. Имеет два высших образования: лингвист-переводчик и юрист по морскому праву. Владеет тремя иностранными языками. Работает в Филиале Музея мирового океана с 2009 года, директор филиала с 2017 года. Почетный член Ассоциации Ветеранов HMS Belfast, член организации РОО Полярный конвой.

Евгений Анатольевич Тенетов, директор Северного морского музея в Архангельске, художник, журналист. В 1999 году окончил исторический факультет Поморского университета. Работает в Северном морском музее шесть лет. До начала музейной деятельности много лет работал в журналистике, курировал PR подразделения и службы крупных лесопромышленных предприятий Архангельской области. Главный редактор архангельского городского журнала PLUS. В музейной работе особое внимание уделяет роли музея в поиске и развитии темы региональной идентичности. Музей активно работает с новыми медийными инструментами и практиками. Исповедует партиципаторный подход в руководстве музеем. 

Павел Анатольевич Филин, кандидат исторических наук, заместитель директора Музейно-выставочного центра технического и технологического освоения Арктики, Ответственный секретарь Межведомственной комиссии по морскому культурному и историческому наследию Морской коллегии Правительства Российской Федерации. Основные направления научных исследований – изучение истории и культурного наследия Российской Арктики и морского наследия России, история и этнография морских промыслов поморов Русского Севера, исторические технологии мореплавания. Руководитель проекта «Полярные чтения» - крупного международного научного форума, ежегодно проводящегося в Санкт-Петербурге с 2013 г. Участник экспедиций РГО и Министерства обороны в Арктику и по аэродромам трассы "Аляска - Сибирь".

Олег Хадарцев является основателем проекта Fridaymilk, программным директором фестиваля «Инверсия», автором манифеста и одним из создателей коллективной арт-резиденции uncapitals. Олег также курирует образовательные программы проекта Fridaymilk: "Лабораторию полевых записей" для артистов, работающих со звуком, "Академию критического письма" для авторов и критиков, пишущих на тему культуры и "AR/VR Лаборатории", в которой участники и эксперты развивают коллективные и индивидуальные проекты с дополненной и виртуальной реальностью. 

Ребекка Хиггитт (Rebekah Higgitt) – главный хранитель коллекций науки и техники в Национальных музеях Шотландии. До этого работала в Национальном морском музее в Гринвиче (2008-2013) и была старшим преподавателем в Университета Кента (2013-2020). В настоящий момент в сферу ее научных интересов входит цифровой проект в области истории торговли научными приборами и инструментами в Британии и Ирландии и проведение серии семинаров на площадках обсерваторий. Ее предыдущий проект включал такие объекты как доска для измерения долготы, история научных биографий, знания и практик в Лондоне раннего Нового времени. 

Глеб Борисович Чечевин, директор Музея Природы и Человека, г. Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Выпускник Сургутского государственного университета, историк. В 2005 г. научным сотрудником Сургутского краеведческого музея принял участие в создании экспозиции музейного комплекса «Купеческая усадьба» (г. Сургут). С 2011 г. куратор создания экспозиции Музея Сбербанка в Самаре. С 2017 г. заместитель директора Самарского литературного музея. Куратор создания экспозиции Музея Эльдара Рязанова, с 2019 г. – директор. С 2020 г. работает в Ханты-Мансийске. 

Эндрю Чун (Andrew Choong) работает в Национальном морском музее с 2004 и почти 18 лет является хранителем фондов корабельных чертежей, исторических фотографий и технических документов. В круг его обязанностей входит проведение исследований, каталогизация и предоставление доступа к этим материалам. Фонды, которыми занимается Эндрю, весьма разнообразны по предметам и хронологии, но сферой его особой научной специализации является морская история США, Европы и Японии в период с 1860 по 1945 г. Последние годы он представляет Музей и как предметный специалист, и как хранитель фондов. 

Виктор Алексеевич Шалай, директор Приморского государственного объединенного музея имени В.К. Арсеньева. В 2007 году окончил Дальневосточный государственный университет по специальности «История». Начал свой трудовой путь в 2002 году как администратор музейно-выставочного центра. После чего работал на различных должностях вплоть до 2011 года, когда был назначен на пост директора. Под его руководством музей превратился в ведущее культурное учреждение региона и получил в 2019 году новый статус федерального учреждения культуры. В 2019 году Виктор Алексеевич назначен директором Музея-заповедника «Владивостокская крепость» и с тех пор руководит двумя музеями. Входит в состав Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, Президиумы ИКОМ России, Союза музеев России. 

Су Шоу. S H H E — псевдоним шотландско-португальского художника, музыканта и продюсера Су Шоу. Её художественная практика направлена на взаимодействие со средой и исследует темы идентичности и связи на пересечении звука и пространства. Одноименный дебютный альбом S H H E был выпущен лейблом «One Little Independent Records» и вошел в шорт-лист премии Scottish Album of the Year 2020. Её композиции и звуковые инсталляции были представлены в V&A Dundee, Саммерхолле и Cryptic Nights (Шотландия), Hangar (Португалия), FAMLAB международного фестиваля BFI & Sensoria и резиденции Вестфьордс (Исландия). 

Рой Элвуд (Roy Elwood) – участник Арктических конвоев. В сентябре 1943 года Рой Элвуд поступил на службу в Королевский военно-морской флот Великобритании и прошел подготовку на Корабле ее Величества Glendower, на береговой базе в Северном Уэльсе. Затем прошел обучение на оператора радиолокатора на Острове Мэн и попал на Корабль ее Величества Zambesi, эсминец класса Z, проведя остаток войны на базе в гавани Скапа Флоу в Шотландии. Задачей Роя было следить за экранами, чтобы не пропустить вражеские самолеты или корабли.

Елена Эдуардовна Эльц, доцент кафедры международных гуманитарных связей, факультет международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат исторических наук. С 2008 г. Старший преподаватель, с 2010 г. доцент кафедры международных гуманитарных связей СПбГУ, член Санкт-Петербургской ассоциации международного сотрудничества, автор более 40 публикаций, посвященных международному сотрудничеству в области культуры и в сфере защиты прав человека, межкультурным коммуникациям, сохранению культурного наследия. Основные области научных интересов: международная деятельность музеев, охрана культурного наследия, европейская культурная интеграция, международные образовательные связи.

Сэми Эль Энани (Sami El-Enany) работает со звуком, часто экспериментируя на границах новой инструментальной музыки, электронного звука и полевой записи. Его разнообразные художественные практики включают композицию и звуковой дизайн в кино и видео, саунд-арт, звукозапись, работу в театре и на радио. Он является постоянным продюсером BBC Radio 4 «Short Cuts» и Radio 3 «Between the Ears» — его работа в этой области была отмечена премией «Производство звуковых программ 2021» в номинации «Лучший новый радио-продсер». Его музыка звучала на площадках театрального центра Барбикан, в галерее Тейт, Институте Современного Искусства и Национальном театре. Сочинения композитора исполняли оркестры Royal Northern Sinfonia (Великобритания), Budapest Art Orchestra (Венгрия), Musica Assoluta (Германия). Эль-Энани также является пианистом и импровизатором, выступая сольно и в ансамблях по всему миру.

Проект «Арктические конвои: общая история» | Контекст

В 2021 году отмечается 80-летие прихода первого Арктического конвоя в Советский Союз. «Дервиш» прибыл из Ливерпуля в Архангельск летом 1941. Всего за годы Второй мировой войны 78 союзных конвоев прошли опасным северным путем через Арктический океан, чтобы доставить жизненно важные грузы, боеприпасы и военную технику в северные порты — Архангельск и Мурманск. Арктические конвои сыграли огромную роль в победе союзников над нацисткой Германией. Они остаются важным моментом в нашей общей истории, символом необыкновенной стойкости и совместных действий в борбе за свободу.

Программа реализуется Отделом культуры и образования Посольства Великобритании в Москве в сотрудничестве с Big Heritage, Музеем Западных Подходов, Ливерпульским университетом Джона Мура и Северным морским музеем в Архангельске. 

Эта программа направлена ​​на укрепление отношений между людьми, музеями и университетами двух стран и приурочена к 80-летию отправления первого конвоя из Ливерпуля в Архангельск в 1941 году. Цель программы – сформировать прочные связи между двумя городами и подчеркнуть моменты общей истории России и Великобритании. Программа предполагает создание творческих коллабораций и развитие долгосрочного сотрудничества между музеями Великобритании и Севера России, а также организацию студенческого обмена между высшими учебными заведениями Ливерпуля и Архангельска.