Более двух миллионов британцев — выходцы из Восточной Европы. Эти люди продолжают быть относительно незаметной и непредставленной социальной группой в культурном секторе страны. В ходе панельной дискуссии лидеры культурного сектора Великобритании расскажут об основных выводах доклада «Промежуточные пространства» и обсудят сложившуюся ситуацию с экспертами в области искусства и культуры.
Событие организовано культурным пространством Centrala Space в Бирмингеме и центром русской культуры Pushkin House как часть программы Translocalities, призванной инициировать культурный обмен между учреждениями Великобритании и России.
В 2021 году исследователи из Бирмингемского университета в сотрудничестве с галереей Centrala Space, ориентированной на современное искусство Центральной и Восточной Европы, проанализировали положение людей восточноевропейского происхождения в креативной экономике Великобритании. Итогом их исследования стал доклад под названием «In-Between Spaces», в котором авторы наглядно доказывают, что художники c восточноевропейскими корнями недостаточно представлены в институциональной системе Великобритании по сравнению с их западноевропейскими и североамериканскими коллегами.
Человеку восточноевропейского происхождения труднее доказать, что он высококвалифицированный специалист. Труднее достичь того же уровня заметности, которым могут похвастаться люди более привилегированного происхождения. Художники-мигранты из Центральной и Восточной Европы часто занимаются тем, для чего они слишком высоко квалифицированы. В секторе креативной экономики их образование и опыт часто вообще не принимают во внимание. Всё это неизбежно мешает их карьере и спустя определенной время многие люди принимают решение уйти из креативного сектора, что негативно сказывается на его культурном разнообразии. Продолжающаяся пандемия только ухудшила их условия и сократила количество возможностей.
Сара Джонс – профессор кафедры современных языков Бирмингемского университета. В своих текущих исследованиях она анализирует политические, социальные и культурные процессы, связанные с памятью о социалистических диктатурах.
Алисия Качмарек – основатель и директор Centrala и Ассоциации польских экспатов, некоммерческой организации, созданной в 2009 году для интеграции мигрантов из Центральной и Восточной Европы, а также для продвижения искусства и культуры стран этого региона.
Мария Капаева – художница, работающая в Великобритании и Эстонии. В работах Капаевой часто исследуется широкий спектр культурной идентичности и гендерных вопросов в историческом и современном контекстах. Сосредоточив внимание на положении женщин в современном обществе, в своей исследовательской работе она стремится понять, как с помощью подсознательных эффектов рекламы, кино и популярных СМИ формируется идентичность. В 2021 году Капаева начала обучение по практической программе PhD в Эстонской академии искусств, а также продолжает работать менеджером проекта Fast Forward: Женщины в фотографии.
Полин де Соуза – старший преподаватель изобразительного искусства в Университете Восточного Лондона, основательница и директор Diversity Art Forum, фонда содействия искусству. В качестве программного директора и куратора программы Cultural Manoeuvres она сотрудничает с представителями различных сфер творчества. Обучает студентов изобразительному искусству и графическому дизайну.
Ула Торнау в настоящее время работает атташе по культуре Литвы в Великобритании, является куратором выставок и исследователем культуры, проявляющим особый интерес к изменениям городской среды и конфликтным историям. До прихода на свой нынешний пост она работала куратором и руководителем выставочного отдела в Центре современного искусства в Вильнюсе (CAC), преподавала и основала несколько независимых художественных инициатив. В одиночку и с коллегами Ула курировала множество проектов, в том числе павильон Литвы на 22-й Миланской триеннале дизайна (2019); участие Литвы в Биеннале в Сан-Паулу (2018); Павильон Литвы на Венецианской биеннале (2017 и 2011).