В рамках российско-британского культурного онлайн-форума UK-Russia Creative Bridge Отдел культуры и образования Посольства Великобритании провел тренинг по совместному заказу и продюсированию / ко-продюсированию международных проектов.
Создание и прокат крупномасштабных арт-проектов, в которых решающая роль принадлежит художнику, и в которых участвуют несколько международных партнеров на стадии заказа и производства является трудоемким процессом, требующим больших ресурсов. Главная роль на всех этапах проекта принадлежит продюсеру. Его действия нивелируют сложности, помогают реализовывать видение художника, оставаться в рамках бюджета и позволяют добиться того, что проект будет приемлем для всех вовлеченных в процесс партнеров и доступен для разной аудитории.
Продюсер учится в процессе работы. Манчестерский международный фестиваль (MIF) и Институт театра в Москве постарались максимально приблизить обучение к реальной практике продюсирования. Тренинг был разработан таким образом, чтобы через практические задания, изучение и взаимный обмен предоставить участникам инструменты для расширения их опыта. Тренинг провели опытные продюсеры MIF с участием международных партнеров. Он предоставил участникам практические навыки и знания, необходимые продюсерам крупномасштабных международных проектов и менеджерам по прокату.
Пять проектов MIF, созданных по заказу нескольких международных партнеров, стали основой для тренинга: «Дерево кодов», «Жизнь и смерть Марины Абрамович», «New Order/Лиам Гиллик: So it goes...», «Невидимые города» и «Атмосферная память». На примере этих сложнейших проектов, их производства и международного проката, авторы тренинга провели участников через все этапы создания междисциплинарных проектов с международным партнерством и помогли перенести полученные знания на условия российского культурного производства и непосредственно на опыт каждого.
- Преподаватели: продюсеры MIF Пол Клэй и Салли Лай
- Модератор: Антон Флеров
Тренинг MIF / Института театра разработан для практической работы с ограниченной группой участников, отобранной на основе открытого приема заявок. Часть сессий была открыта для широкой аудитории:
- Дискуссия с Кейт Фокс, менеджером MIF по доступности
- Дискуссия, посвященная роли и месту российских культурных институций в международном сотрудничестве. Участники: Пол Клэй (MIF), Рой Люксфорд (Edinburgh International Festival), Алисон Фридман (West Kowloon Cultural District (Гонконг), Алиса Прудникова (ГЦСИ, Уральская индустриальная биеннале современного искусства)
- Лекция Марка Белла, Креативного директора Manchester International Festival / The Factory
- Лекция Рафаэля Лозано-Хеммера о проекте 'Atmospheric Memory',
О преподавателях
Пол Клэй
Исполнительный продюсер Манчестерского международного фестиваля искусств (MIF).
Став исполнительным продюсером фестиваля в 2012 году, Пол занимался реализацией собственных проектов, а также начал развивать международное направление и продюсировать крупномасштабные проекты за рамками фестиваля, включая мировые турне иммерсивной выставки «Bjork Digital» и фильма «Река основ» Мэтью Барни. В 2018 году Пол стал руководителем новой международной команды фестиваля и полностью посвятил себя этому направлению работы.
За свою тридцатилетнюю карьеру Пол Клэй занимал руководящие, продюсерские и технические должности во многих британских культурных институциях, в том числе лондонском театре Алмейда (в 1990 году Пол управлял работой театральной компании в трех театрах Вест-Энда, участвовал в ряде бродвейских адаптаций и отвечал за организацию гастролей); Английском Королевском театре в Плимуте (Пол продюсировал известные мюзиклы для Вест-Энда), Английской национальной опере и Театре королевской биржи в Манчестере.
Салли Лай
В своей работе Салли Лай опирается на приверженность международному сотрудничеству.
Получив профессию куратора современного искусства, Салли Лай уже более 20 лет работает в культурном секторе. Салли была директором Центра современного искусства Китая (2008-2014), работала в культурном центре Firstsite, Совете по делам искусств Англии, в команде по подготовке лондонской олимпиады 2012 и музее Wellcome Collection. Салли — автор и редактор статей об искусстве в международных журналах, ведущая программы на BBC Radio 4.
Салли Лай входила в состав правлений многих культурных организаций, в том числе Центра искусств Аттенборо, Университета Лестера, фестиваля современного искусства Atlantic Project, центра современного искусства CCANW и проекта Black Artists and Modernism. В 2005-2006 года Салли была удостоена стипендии программы Clore Leadership Program. Салли Лай — выпускница программы Стэнфордского университета для руководителей некоммерческих организаций.
Салли вела продюсерские тренинги Манчестерского международного фестиваля в Гонконге и Москве.
О партнерах
Манчестерский международный фестиваль
Манчестерский международный фестиваль — это первый в мире фестиваль, инициирующий оригинальные и смелые междисциплинарные проекты. Фестиваль проводится раз в два года в Манчестере. Следующий фестиваль состоится с 1 по 18 июля 2021 года. Манчестерский международный фестиваль — это место, где на первом плане стоит художник и где представлены работы всех видов искусства и массовой культуры. Проекты, созданные в рамках MIF, широко гастролируют и принимаются партнерами фестиваля по всему миру. Фестиваль стал инициатором, продюсером и площадкой для многих известных художников, среди которых Марина Абрамович, Дэймон Албарн, Бьорк, Борис Чармац, Джереми Деллер, Уэйн МакГрегор, Стив МакКуин, Шармин Обаид-Чиной, Томас Остермайер, Максин Пик, театральная компания Punchdrunk, инди-поп-группа The xx, Роберт Уилсон, Йоко Оно и архитектурное бюро Zaha Hadid Architects. Чтобы развивать креативные сообщества Манчестера, команда фестиваля реализует программу творческого взаимодействия Creative Engagement Programme. Помимо этого, фестиваль совсем скоро представит новый масштабный центр культуры и искусства The Factory в самом центре родного города.
Институт театра
Институт театра — это кураторский проект, команда которого реализует программы, направленные на возникновение, продвижение и критический анализ новых форм культуры и искусства, на исследование театра как сложного, развивающегося феномена, являющегося частью общества. Институт театра стремится привлечь внимание к новому в культурной практике и обеспечить участников культурного процесса необходимыми компетенциями и навыками. Институт театра твердо придерживается принципа разнообразия и демократизма форматов (от мастер-классов и лабораторий до фестивалей). Кураторы Института театра — Антон Флеров, Мария Бейлина. Приоритетом Института театра всегда остается точное определение еще не проявленных тенденций, скрытых помех в культурных практиках и организация процесса, который запустит цепную реакцию внутри сообщества.