1–14 октября 2014 в Москве При поддержке Министерства культуры РФ и Департамента культуры города Москвы пройдет IX Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория».
Фестиваль откроется 1 и 2 октября на сцене Театра Наций российской премьерой балета «iTMOi» («in The Mind Of Igor»), посвященного Игорю Стравинскому, его постановке «Весна священная» и революции в мире классического танца. Постановка одного из самых смелых хореографов XXI века — британца из Бангладеша Акрама Хана — соединяет в себе contemporary dance и традиционный индийский танец «катхак».
10, 11, 12, 13, 14 октября MMOMA (Московский музей современного искусства) на Гоголевском бульваре, 10 станет площадкой для премьеры в России проекта режиссера из ЮАР Бретта Бейли «Exhibit B» — четырех новых ярких англоязычных пьес в «живых» городских пространствах — спортивном стадионе, парковке, торговом центре и ночном клубе, цикл работ на грани contemporary art и документального театра с общим мотивом «человеческого зоопарка»: меньше ста лет назад выходцев из колоний действительно выставляли в вольерах. С другой стороны, это повествование о смерти национальной культуры коренных народов британских и других европейских колоний по всему миру. Специально для «Территории» Бейли пополнит проект московской частью — новыми героями будут российские мигранты.
Проект «Живые пространства» реализован при участии Британского Совета.
О СПЕКТАКЛЕ ITMOI (IN THE MIND OF IGOR)
Название — «iTMOi» — расшифровывается как in the mind of Igor, в сознании Игоря. Игорь Стравинский увидел прообраз балета «Весна священная» во сне: некая танцовщица исполняла изнурительный древний ритуал, чтобы вернуть в мир весну — и падала замертво, принося себя в жертву. Сюрреалистический спектакль Акрама Хана — погружение в сознание художника, породившее этот сон, и через него — в коллективное бессознательное, наполненное мифологическим содержанием.
В 2013 году весь мир отмечал юбилей балета «Весна священная», премьера которого состоялась 100 лет назад в Париже. Стравинский писал либретто вместе со своим другом, художником-мистиком Николаем Рерихом, который создал декорации и костюмы для той самой первой постановки. Хореографом спектакля стал Вацлав Нижинский. «Весна священная» была одной из кульминаций раннего театрального модернизма, мечтавшего о возрождении древнего, сакрального искусства, которое было бы способно вернуть людям первобытное ощущение экстаза.
Лондонский спектакль Акрама Хана — это полностью оригинальное сочинение, он почти не использовал партитуру балета, сохранив лишь одну знаменитую тему в финале. Остальную музыку для постановки написали современные композиторы Бен Фрост, Нитин Соуни и Джослин Пук.
Сложные костюмы и хореография отсылают одновременно к нескольким культурным традициям. Хан цитирует и классические, и современные стили танца: индийский катхак, с которого началась его собственная карьера танцовщика, испанское фламенко, танец дервишей и сравнительно молодое японское направление буто.
АКРАМ ХАН
Акрам Хан в тринадцать лет дебютировал на сцене в спектакле, изменившем историю европейского театра,— в «Махабхарате» Питера Брука. Спустя несколько лет он уже работал с выдающейся бельгийской танцовщицей и хореографом Анной Терезой Де Кеерсмакер. В 90-х Акрам Хан уже сам поставил свои сольные выступления, а через десять лет создал собственный коллектив Akram Khan Company.
Акрам Хан работал с актрисой Жюльетт Бинош, балериной Сильви Гиллем, Тимми Ипом, художником фильма «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», возобновлял сотрудничество с Питером Бруком. Akram Khan Company выступали на открытии Олимпиады в Лондоне в 2012 году.
О ФЕСТИВАЛЕ «ТЕРРИТОРИЯ»
Международный фестиваль-школа «Территория» проходит в России с 2006 года. Штаб-квартира фестиваля — Государственный театр наций. Арт-дирекция фестиваля — Евгений Миронов, Роман Должанский, Теодор Курентзис, Кирилл Серебренников, Андрей Ураев, Чулпан Хаматова и Василий Церетели.
Приобрести билеты на фестивал можно здесь.