21 и 23 сентября 2014 года в Московской Государственной Консерватории пройдут международный фестиваль и научная конференция «От Тавернера к Тавенеру. Пять столетий английской духовной музыки», посвященные памяти выдающегося британского композитора сэра Джона Тавенера (1944–2013).

В концертах примут участие всемирно известный вокальный ансамбль The Tallis Scholars, возглавляемый Питером Филлипсом, а также молодой российский вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко. Джон Тавенер лично принимал участие в составлении программы фестиваля еще при жизни — композитор отбирал произведения, которые хотел представить именно российской аудитории.

The Tallis Scholars

Вокальный ансамбль The Tallis Scholars, название которого отсылает к английскому композитору Томасу Таллису (1505–1585), специализируется на исполнении духовной музыки «а капелла» эпохи Возрождения. Ансамбль основан в 1973 году Питером Филлипсом, который и сегодня является его бессменным руководителем и идейным вдохновителем.

Сегодня в основном составе ансамбля — десять уникальных голосов, представляющих собой сочетание пронзительных сопрано, необычной комбинации альтов (женское меццо-сопрано и мужской контртенор), звонких теноров и гибкого баса. В первые годы становления коллектива Филлипсу удалось добиться кристальной чистоты звука, в которой, по его мнению, так нуждался репертуар Ренессанса. The Tallis Scholars обрел мировую славу благодаря прозрачному и бесплотному звучанию на грани человеческих возможностей в духе английского Возрождения. С первых лет своего существования The Tallis Scholars были отмечены самыми престижными наградами в мире музыки, среди которых премии музыкальных журналов Gramophone и Diapason. В 2002, 2009 и 2010 годах The Tallis Scholars номинировались на премию Грэмми.

В репертуаре ансамбля произведения самого Таллиса и его ученика Уильяма Берда, Палестрины, Кристофера Тая, Томаса де Виктория, а также забытых английских композиторов XVI века. Поиск раритетов стал визитной карточкой The Tallis Scholars.

Между руководителем ансамбля The Tallis Scholars и вокальным ансамблем Intrada сложились теплые творческие отношения: Питер Филлипс уже в течении шести лет курирует молодой российский коллектив, ежегодно представляя московской публике программы из шедевров музыки эпохи Ренессанса.

Intrada

Творчество вокального ансамбля Intrada является на сегодняшний день неотъемлемой частью самых изысканных музыкальных событий Москвы. Создатель коллектива и его художественный руководитель — Екатерина Антоненко. Основу репертуара ансамбля составляет музыка эпохи Ренессанса и барокко, однако значительное место коллектив уделяет и исполнению музыки других эпох, неоднократно участвуя в российских премьерах сочинений композиторов прошлого и современности. Ансамбль выступает в лучших залах Москвы и Санкт-Петербурга, принимая участие в таких престижных фестивалях, как «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Коллектив сотрудничает с такими дирижерами как Владимир Юровский, Михаил Плетнев, Алексей Уткин, Александр Рудин, Питер Филлипс (Великобритания), Кристофер Мулдс (Великобритания), Петер Нойман (Германия).

Питер Филлипс

Питер Филлипс — руководитель ансамбля The Tallis Scholars, неоднократный обладатель премий Gramaphone и Diapason d’Or de l’Annee, номинант на премию «Грэмми» в 2005 году. Руководитель и издатель старейшего музыкального журнала в мире The Musical Times, автор книг по старинной музыке, музыкальный директор Колледжа Мертон, Оксфорд (с 2008).

Юлия Лежнева 

Юлия Лежнева — Обладательница «голоса ангельской красоты» (New York Times), «чистоты тона» (Die Welt) и «безукоризненной техники» (The Guardian), 24-летняя Юлия Лежнева — одна из немногих певиц, добившихся широкой международной известности в столь раннем возрасте. «Лежнева обладает экстраординарным потенциалом как барочная певица и исполнительница в стиле bel canto»,— писал о ней обозреватель американской газеты New Yorker. Знаменитый британский критик Норман Лебрехт, описывая дарование певицы, назвал ее «взлетающей в стратосферу».

Юлия Лежнева выступает в самых престижных оперных театрах и концертных залах Европы, США и Азии, включая королевский Альберт-холл и Барбикан-центр в Лондоне, Театр Елисейских Полей, залы «Плейель» и «Гаво» в Париже, амстердамский Консертгебау, венские Концертхаус и Театр Ан-дер-Вин, Берлинскую государственную оперу и дрезденскую Земпер-оперу, Театр Ля Моннэ в Брюсселе и Большой театр в Москве, а также на фестивалях в Зальцбурге, Вербье, Халле (Фестиваль Генделя), Сан-Себастьяне, Кракове и многих других.

Дэвид Скиннер

Дэвид Скиннер — музыковед, директор музыкального отделения колледжа Сидни Сассекс в составе Кембриджского университета. Дэвид преподает дисциплины, связанные с музыкой Средневековья, а также дирижирует хором Коллежда. Дэвид был одним из основателей ансамбля музыки эпохи Возрождения Cardinall’s Musick, работал с ведущими британскими коллективами старинной музыки, такими как The Tallis Schollars, The Hillard Ensemble и King’s Singers. В 2005 году Дэвид основал музыкальный коллектив Alamire. За свою небольшую историю ансамбль успел выпустить девять дисков на лейбле Obsidian (художественный руководитель — Дэвид Скиннер) и завоевать несколько наград, в частности «Gramophone Record of the Month» от Gramophone Magazine.

Автор ряда трудов о музыке Тюдоровского периода, Дэвид активно работал в качестве ведущего и сценариста для радио BBC, а также консультантом по музыке для сериала «Музыка и Монархия» на канале BBC2.

Иван Муди

Иван Муди — британский композитор, протоиерей Константинопольского Патриархата, пастор храма Святого Иоанна Русского в Эшториле в Португалии, председатель Международного общества православной церковной музыки. Среди его наиболее значительных произведений Passion and Resurrection («Страсти и Воскресение»), Akathistos Hymn («Акафист»), Stabat Mater и Qohelet. Айван Муди работает дирижером с хорами в Европе и Америке, а также является автором многих музыковедческих работ по ранней и современной классической музыке. В этом году планируется издание книги Ивана Муди, посвященной вопросам модернизма и православной духовности в современной классической музыке. В Москве он выступит на конференции с докладом «Икона Света» Джона Тавенера: мистицизм и математика».