В своих произведениях писатели часто опираются на исторические факты и передают персонажам черты реальных людей. Бывает, что читатель настолько верит автору, что принимает художественный вымысел за подлинные события. Наверняка, для кого-то сражения 1812 года — это, прежде всего, «Война и мир» Льва Толстого, а король Ричард III представляется именно таким, каким описал его в своей пьесе Уильям Шекспир. Всегда ли писатель должен следовать фактам? Какую ответственность он несет перед своими героями и читателями, если пишет о насилии, страданиях и катастрофах? Насколько он внутренне свободен в собственной исповеди или в разговоре о судьбах других людей?
В дискуссии, посвященной непростым отношениям между подлинным и вымышленным в литературном творчестве, примут участие писатели Джей Бернард, Надифа Мохамед и Руперт Томсон. Встречу ведет профессор Джон Маллэн. На примере своих произведений участники будут говорить о том, какую роль в их творчестве играют подлинные истории людей, в частности, собственный опыт, и как при написании стихотворений, романов, биографий и автобиографий происходит художественное осмысление реальных событий.
Участники:
Джон Маллэн – нортклиффский профессор современной английской литературы в Университетеском колледже Лондона. Окончил Кэмбридж, там же защитил докторскую диссертацию и преподавал до 1994 года. Автор ряда исследований по истории литературы XVIII века, в том числе «Sentiment and Sociability: The Language of Feeling in the Eighteenth Century» («Чувство и общительность: язык выражения чувств в XVIII веке»). Джон Маллэн редактировал и готовил к современному изданию труды Даниеля Дефо и Сэмюэла Джонсона. В настоящее время он работает над томом Оксфордской энциклопедии по истории английской литературы, покрывающим период с 1709 по 1784 гг.
Джону Маллэну принадлежит ряд работ по истории литературы XIX века. Он является крупнейшим специалистом по творчеству Джейн Остин, автором монографии «What Matters in Jane Austen?» («Что есть что в текстах Джейн Остин»). Подготовил роман «Чувство и чувствительность» к изданию в Оксфордской серии «Мировая классика», а сейчас готовит к изданию в той же серии роман «Эмма». Новая монография Джона Маллэна «The Artful Dickens», посвященная творчеству Чарльза Диккенса, будет опубликована в октябре 2020 года. Джон Маллэн является автором книг «How Novels Work» («Как устроены романы», 2006) и «Anonymity. A Secret History of English Literature» («Анонимность. Тайная история английской литературы», 2007). Регулярно выступает на радио и телевидении, является председателем и ведущим книжного клуба «Guardian». В 2009 году был одним из членов жюри премии «Букер».
Джей Бернард (член Королевского литературного общества и Королевского общества искусств) – британский писатель, поэт и художник. Джей работает в разных жанрах, экспериментирует с художественными формами, уделяет большое внимание квир-тематике, в качестве источника материала для своих произведений часто использует архивные данные. За аудиовизуальный проект «Surge: Side A», посвященный пожару 1981 года в лондонском районе Нью Кросс, Джей в 2017 году получил(а) премию имени Теда Хьюза.
Джей является режиссером короткомертажного фильма «Something Said», который был представлен на фестивале Aesthetica и на международном кинофестивале в г. Лидс, где фильм был отмечен премиями в номинациях «Лучшее экспериментальное кино» и «Лучшее короткометражное квир-кино». Также он демонстрировался на фестивале документального кино в Шеффилде и на фестивале CinemAfrica. Джей курирует программу Лондонского фестиваля ЛГБТ-кино BFI Flare, работает в архиве Mayday Rooms, является резидентом Ravel Row. Поэтический сборник Surge был опубликован издательством Chatto And Windus в 2019 году.
Надифа Мохамед родилась в Харгейсе (Сомали) в 1981 году. Ее первый роман «Black Mamba Boy» был удостоен премии Бетти Траск, а также включен в лонг-лист номинантов на the Orange Prize, шорт-листы Guardian First Book Award, the John Llewellyn Rhys Prize, the Dylan Thomas Prize и the PEN Open Book Award. Надифа Мохамед – член Королевского литературного общества. В 2013 году литературный журнал Гранта включил Надифу в число «лучших молодых романистов Британии». Второй роман писательницы «The Orchard of Lost Souls» был опубликован также в 2013 году и выиграл премию Сомэрсета Моэма, приз Альберта Бернарда и был включен в список номинантов на премию Дилана Томаса, а также в шорт-лист премии Hurston-Wright Legacy. Следующий роман Надифы Мохамед, «The Fortune Man», выйдет в издательстве Viking в 2021 году.
Руперт Томсон родился в Истборне на юге Англии. Учился в школе Christ Hospital, окончил Кэмбридж, где изучал историю и политику Англии в Эпоху Средневековья. Автор двенадцати романов, в числе которых «The Insult» («Оскорбление», финал премии Guardian, одна из «Ста лучших книг всех времен и народов» по версии Дэвида Боуи), «Книга откровений» (экранизирована А. Коккинос в 2006 г.) и «Death of a Murderer» («Смерть убийцы», финал премии Costa). В 2010 году Руперт Томсон опубликовал мемуары «This Party’s Got to Stop» («Вечеринка должна прекратиться»), которые были названы книгой года по версии Гильдии писателей Великобритании. В 2018 году выпустил роман «Never Anyone but You» («Никто, кроме тебя»), основанный на биографиях французской фотохудожницы Клод Каон и ее спутницы Сюзанны Малерб (известной как Марсель Мур). В 2020 году под псевдонимом Темпл Дрейк опубликовал роман «NVK».
Руперт Томсон пишет для «Financial Times», «The Independent», «The Guardian», «Granta», «London Review of Books». Является членом Королевского литературного общества. Живет и работает в Лондоне.
Мероприятие пройдет на английском языке с переводом.