Beat Film Festival: кинопоказ “Горькое озеро” 

Режиссер Адам Кертис
136 мин., 2015, Великобритания

Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» 
Берсеневская набережная. 14, корпус 5, Москва

Показ состоится 2 июня в 22.00 как часть программы 3-хдневного Форума Future of the Word, организованного Британским Советом совместно с Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и посвященного развитию и изменению языка в современном мире, цифровым технологиям в книгоиздании, новым тенденциям в литературе и новым способам передачи информации в России и Великобритании.

О фильме 

«Горькое озеро» — это последняя работа Адама Кёртиса, пожалуй, самого известного телевизионщика в мире кино и самого неочевидного режиссера на современном британском телевидении. В России он известен, прежде всего, как человек, заставивший Massive Attack cпеть «Все идет по плану» в рамках одноименного арт-проекта на Манчестерском фестивале несколько лет назад. Это диковатая комбинация исчерпывающе объясняет метод Кёртиса: будучи штатным сотрудником BBC и имея неограниченный доступ к их архивам, он делает визуально броские фильмы-эссе, посвященные взаимосвязи власти, технического прогресса и их влиянию на политику и культуру, причем, всегда с безупречным выбором музыки.

«Горькое озеро» — один из самых заметных фильмов Кёртиса, премьера которого состоялась одновременно в эфире BBC и на кинофестивале в Роттердаме. Это история об Афганистане и хрониках западного вмешательства на Ближнем Востоке, которое, по мнению режиссера, представляет собой череду непониманий и упрощений, раз за разом приводивших к результату, ровно противоположному планируемому. Америка защищала ваххабитов, чтобы иметь доступ к нефти Саудовской Аравии, в Афганистане строили дамбы, чтобы осушить Гильмендскую долину, таким образом готовя идеальную почву для выращивания опиумного мака. Прошлое усеяно предупреждениями, а история — это узор, только кто бы разглядел его! Сегодня история выглядит слишком сложной штукой для политиков, ее заменил сказочный миф про добро и зло, а Исламское Государство желает примерно того же, чего хотели ваххабиты еще полвека назад.

Фильм-провокация вызвал немало споров в Британии, но его кинематограческая ценность бесспорна — впечатляющий аудиовизуальный коллаж длиной в 137 минут с цитатами из «Соляриса» Тарковского.

Адам Кёртис

«Самый сумасшедший документалист», по версии The Guardian, Адам Кёртис снимает кино о власти и её влиянии на общество. Сам Кёртис называет свои фильмы журналистикой,  рассказанной языком кино. Среди его картин – «Век Эго», исследование управления массами с помощью фрейдистских идей, и «Сила кошмаров», озвучившая шокирующую идею Кёртиса о том, что Аль-Каиды никогда не существовало.

Еще одна известная работа Кёртиса – экспериментальный фильм-коллаж «Это было похоже на поцелуй» об американской мечте, рассказанный под классические поп-хиты. Кёртис – лауреат нескольких премий BAFTA, и его фильмы были награждены призами крупнейших киносмотров по всему миру –  от Hot Docs в Канаде до Международного фестиваля в Шеффилде.