Денис Бояринов, музыкальный эксперт и обозреватель Colta.ru, о новом выпуске радиошоу Selector: Пол Уайт, Джейми Ти, Cristobal and the Sea и Cooly G.

Центральная часть этого выпуска Selector отведена Полу Уайту и его новой пластинке «Shaker Notes». Уайт — битмейкер, то есть человек, который пишет подложки для рэп-исполнителей, ведь в рэпе главное — это хороший бит. Он является основой для трека, задает ритмику для рифм, определяет настрой и энергетику. Многие слушают рэп, не разбирая, что там несет MC, вообще не понимая языка, а вот ритм считывают все. Пол Уайт — известный битмейкер, признанный. Он дружит с Мэдлибом, делает музыку для модных рэперов Гилти Симпсона и Дэнни Брауна. Его предыдущая пластинка называлась «Rapping with Paul White»; собственно, Гилти Симпсон и Дэнни Браун в ней принимали участие, начитывали свои тексты под затейливые минуса Пола Уайта.

Битмейкеры, как правило, не придумывают ничего нового: хип-хоп культура построена на переработке старого музыкального материала — ресайклинге. Поэтому продюсеры, пишущие музыку для рэперов,— это просто Индианы Джонсы, бесконечно ищущие потерянный Грааль в рекорд-шопах и на барахолках со старым музоборудованием. Альбом «Rapping with Paul White» демонстрировал, что Пол Уайт в музыкальной археологии — дока: он жонглировал хлесткими сэмплами от барокко до психоделического соула, виртуозно крошил их в музыкальное полотно, узорчатое, как арабская галабея, в которой он сфотографирован для обложки «Shaker Notes».

Так вот, «Shaker Notes» — это совсем другое дело, здесь чужого и старого материала минимум. Считай, что нет. Пол Уайт божится, что сам сочинил всю музыку и почти всю сам сыграл, для чего ему пришлось вспомнить школьно-студенческие уроки музыки и снова взяться за бас, клавишные и перкуссию. Ему, конечно, помогали. В первую очередь, с вокалом, хотя кое-где Уайт использовал записи собственного голоса. По продюсерской традиции, под его минуса поют приглашенные вокалисты, самый известный из которых Джейми Вун — британская звезда электронного соула. Саксофонист Хэйми Кинг из лондонской группы Electric Jalaba, интерпретирующей заново традиционную марокканскую музыку, добавил нескольким трекам Уайта свободных джазовых красок. Кроме того, Уайт, который называет «Shaker Notes» «очень личной пластинкой», составленной из композиций-посланий самому себе и своим близким, вовсю привлекал к записи своих родственников: здесь, вместе с Джейми Вуном, поет его сестра, затем поет его девушка, дядя играет на электрической скрипке… Мило и трогательно:

Paul White — Where You Gonna Go?

Пол Уайт сочиняет музыку как битмейкер. Главное в его инструментальных композициях — это ритм. Он умеет извлекать его тысячью разнообразных способов, используя от камней и этнической перкуссии до древних драм-машин — и спешит продемонстрировать на альбоме все, что умеет. Второе: Уайт — музыкальный коносьер, который прослушал тысячи пластинок, однако и его вкус, несмотря на его широту, можно вычислить.

Код Уайта таков: ленивый блюз Джей Джей Кейла, который слушал в детстве с папой, пряный джаз-фьюжн Джо Завинула, вдохновленный мелодиями народностей Северной Африки, и дымные загогулины психоделии и прог-рока 60-х и 70-х. Если для вас эти слова — не пустой звук, вы полюбите «Shaker Notes» как родную.

Джейми Ти — обитатель британских чартов и приятель Дэймона Элбарна — тоже выходец из хип-хоп-культуры. Он что-то типа английского Noize MC, острый на язык рифмоплет, который мешает тинейджерскую проблематику с рэп-подачей и хрестоматийными рок-н-ролльными риффами. Только музыка у него значительно поинтересней. Его третья пластинка «Carry On the Grudge», вышедшая в сентябре — это попытка сбежать из амплуа тинейджерского любимца, ну хоть куда-нибудь. Рэпа тут почти совсем не осталось, местами Джейми пытается дать такого умудренного жизнью мужика, поющего нутряные баллады, что твой Ник Кейв, однако все же не выдерживает и срывается на юношеский плач о любви, который, как легко догадаться, тут же попадает в хит-парад.

Jamie T — Zombie

От группы Cristobal and the Sea пока неизвестно чего ожидать — группа выпускает дебютный миниальбом аж в декабре. Покамест главное достижение квартета — их дебют сводит тот же человек из Бруклина, что работал с Grizzly Bear и Animal Collective, а поскольку по звуку Cristobal and the Sea явно стремятся в поп-психоделические тропики — это стопроцентно верный выбор. Меня привлекла первая песня группы своей балеарско-иберийско-португальской вампукой в орнаменте и идиотским (в хорошем смысле этого слова) клипом, который напоминает фильмы Алехандро Ходоровски в интерпретации Мишеля Гондри:

Cristobal and the Sea — My Love (Ay Ay Ay)

Hyperdub — это отметивший в этом году 10-летие лондонский лейбл электроники, который всю эту декаду задавал моду в танцевальном андеграунде — дабстеп, пост-дабстеп и все прочие мутации баса начались с его пластинок. Альбом «Wait Til’ Night» чернокожей девушки, певицы и продюсера, Cooly G (настоящее имя — Мерриса Кэмпбелл) — одна из первых полноформатных пластинок, вышедших на Hyperdub после юбилея, то есть в новом десятилетии, и уже благодаря этому заслуживает пристального внимания и изучения.Cooly G говорит, что она делает «lo-fi bedroom music».

Обычно, когда электронные продюсеры говорят «bedroom», они подразумевают, что их студия умещается в ноутбуке, на котором можно работать хоть из кровати. Однако, применительно к томной и медленной музыке Cooly G «bedroom» приобретает прямое значение — весь альбом тут посвящен тому, что происходит до, во время и после постели, да и поет юная Мерриса (которая с 15-ти лет издает свои записи) с соблазняющими интонациями Джэнет Джексон. «У-у-у секси стафф»,— как говорит ведущая The Selector Голди Рокс.