Денис Бояринов, музыкальный эксперт и обозреватель Colta.ru, о новом выпуске радиошоу Селектор.

Центральная часть последнего выпуска радиошоу The Selector посвящена лондонскому инди-лейблу Memphis Industries, который выпускает альбомы британских (впрочем, не только) музыкантов с 1998-го года. О нем в эфире The Selector бодро рассказывает один из его братьев-основателей — Олли Джейкоб. Это хороший лейбл, на котором выходили альбомы даунтемпо-проекта Blue States, женской ретро-группы The Pipettes, канадских танц-рокеров Tokyo Police Club и моей любимой шведской певицы El Perro Del Mar. У его хозяев, братьев Джейкоб,— тонкий вкус и узнаваемый стиль, однако им еще не доводилось выстрелить в яблочко умопомрачительным бестселлером. При этом в их каталоге есть очень и очень достойные пластинки с отменной музыкой. Поэтому я решил выделить из него 5 примечательных альбомов — на свой вкус и на вкус Олли.

Broadway Project «Compassion» (2000)

Как это часто бывает, братья Джейкоб основали лейбл, чтобы издавать собственную музыку — проект La Mouche. Однако время показало, что им лучше удается выпускать чужую. Первой большой удачей лейбла стала пластинка «Nothing Changes Under the Sun» даунтемпо-проекта Blue States, основанного Энди Драгазисом, другом и соучастником музыкальных экспериментов Олли Джейкоба. Даунтемпо тогда было на пике потребительского спроса — это было время популярности разнообразных диванно-кофейных компиляций с легкой электроникой, звездный коммерческий час проектов Kruder & Dorfmeister, Thievery Corporation и других. Дебютная работа Blue States, впрочем, сделана на совесть, а не для прото для удовлетворения спроса. Есть мнение, что она — одна из лучших даунтемпо-пластинок 2000-х. Альбом «Nothing Changes Under the Sun» получил очень хорошие рецензии и привлек к молодому лейблу необходимое внимание.

А потом на Memphis Industries вышел дебют Broadway Project, который привел британских музыкальных журналистов просто таки в неописуемый восторг.

«Compassion» тоже была реакцией на культуру сэмплинга и вторичной переработки музыки, которая тогда доминировала и в мейнстриме, и в андерграунде. Только, в отличие от большинства продюсеров, строивших свои новые треки вокруг забытых шедевров, разысканных где-то в подвалах виниловых магазинов, бристольский музыкант Дэн Берридж (кстати, земляк Massive Attack, вернувших эту хип-хоп-технику в оборот) не скрывал источников своего вдохновения. Он брал очень известные фрагменты — от Римского-Корсакова и Элвиса до Элис Колтрейн и Брайана Ино — и сводил их в непредсказуемых сочетаниях. «Это как будто твой друг — виниловый джанки в 2 часа утра играет тебе на трех вертушках свой любимый космический джаз, краут-рок и психодел одновременно, «— с восторгом писал в одной из рецензий журналист BBC. Дэн Берридж говорил по поводу „Compassion“, что во всей тогдашней сэмплированной музыке ему не хватало эмоциональной честности, поэтому от переизбытка чувств он склеил все, что любил, в эпический коллаж. Альбом затягивает в водоворот переживаний, эпицентром которого является гениальная музыка.

Broadway Project — For The One

The Go! Team ‎»Thunder, Lightning, Strike» (2004)

Дебютная пластинка брайтонской рок-группы The Go! Team тоже звучала как пестрый звуковой коллаж, местами даже аляповатый, безвкусный и хаотический. Но спустя годы в ней чувствуется бешеный импульс молодой энергии, которая эхом отражается в названии альбома. Братья Джейкоб не рассчитывали на большой успех The Go! Team, но результат превзошел их ожидания: из студийного проекта группа превратилась в гастролирующий коллектив, который выступал с тогдашними звездами Franz Ferdinand и в 2008-м даже доехал до России.

The Go! Team — Ladyflash

Field Music ‎»Tones Of Town» (2006)

Дебют группы Field Music, основанной двумя участниками рок-банды The Futureheads, попавших в чарты с плясовой кавер-версией хита Кейт Буш, стал самой провальной пластинкой Memphis Industries, если мерить по теплоте журналисткого приема. Критика растерзала альбом и группу. Возможно, виной всему было неудачное название, которое Олли Джейкоб, посмеиваясь, называет дурацким (действительно, назвать рок-групп Field Music это все равно что назвать кофейню «Чайной»). Но со временем, ко второй пластинке ‎»Tones Of Town», отношение к группе изменилось: теперь они играют необычную сложную музыку, которую, возможно, в наши дни следует считать «арт-роком». Музыканты гнут свою причудливую линию, ведя ее непредсказуемо и прихотливо, однако в конце она всегда складывается в восхитительный результат, как в их самом известном клипе «In Context». Важно только дослушать до конца:

Field Music — In Context

Poliça ‎»Shulamith» (2013)

А сейчас пример небританской музыки, которую выпускает Memphis Industries. Poliça — это группа из Миннеаполиса с польским названием, в которой поет красивая девушка Ченни Лини (Channy Leaneagh). Музыкальный мозг Poliça — Райан Олсон, художественный руководитель супергруппы Gayngs, состоящей из 22 музыкантов, один из которых, на минуточку, Джастин Вернон, более известный как Bon Iver. Олсон делает для Poliça футуристический звук, находящийся где-то на стыке синти-попа, альтернативного рока и нео-RnB. Это именно тот самый андеграунд, который диктует тренды мейнстриму, по крайней мере, американскому:

POLIÇA — «Warrior Lord»

Elephant ‎»Sky Swimming» (2014)

Дебютная пластинка дуэта Elephant, состоящего из певицы Амелии Ривас и продюсера Кристиана Пинчбека — это, возможно, самая большая удача Memphis Industries в этом году. О них в этом блоге я писал уже дважды. Писал вот так: «В их обаятельных песенках — воздушных и мерцающих, как пушинка в солнечном луче, чувствуется любовь к психоделической эстраде 1960-х, многослойному вокалу со спецэффектами и четкому биту»,— и от своих слов не отказываюсь. Сопродюсером этой записи выступил Энди Драгазис aka Blue States, о котором я упоминал двумя страницами выше. Возможно, поэтому в ней чувствуется расслабленное приморское настроение, какое проецируют альбомы самого Энди. Кстати, в июне Elephant выступили в Москве — на вечеринке Selector Live Beefeater Sessions — те, кто на ней присутствовали, остались от их концерта в восторге.