Date
пятница 18 февраль 2022 -
12:00 - 18:00

Вторые выходные конференции «Музей ощущений» — это размышления о роли сообществ в инклюзивных практиках культурных институций. Слово «сообщества» в музейном мире звучит все чаще. Музеи стремятся создавать или объединять вокруг себя различные сообщества: глухих людей или людей с миграционным опытом, например. Их вовлечение становится возможностью сделать пространство музея более открытым и полифоничным, спровоцировать глубинные сдвиги устоявшихся практик и отношений через создание новых нарративов вокруг музейных объектов, экспозиций или субъектных взаимоотношений.

18 февраля пройдут:

  • Воркшоп о принципах создания новых интерпретаций музейных объектов;
  • Дискуссия о работе российских и британских культурных институций с различными сообществами;
  • Воркшоп о методах оценки эффективности инклюзивных практик.

Мероприятия блока «Музеи и сообщества» проходят при поддержке Отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве в рамках международной программы UK — Russia Creative Bridge 2021–2022.

 

Воркшоп «Перепридумывая музей: новые интерпретации объектов и отношений вокруг них»

(18 февраля, 12:00–13:30)

Коллекции музеев (этнографических прежде всего) объединяют объекты, относящиеся к определенному этапу жизни сообщества, и создают иллюзию его репрезентации. Организация и анализ таких предметов зависит от тех, кто поместил их в музей. Сегодня подобное восприятие ставится под вопрос.

Воркшоп предлагает участникам переработать тексты и истории, сопровождающие предметы из музейных экспозиций. Вместе с экспертами, сотрудниками музеев и активистами участники создадут новые этикетки для предметов «кубачинской* керамики», находящихся в собраниях российских и британских музеев. Например, одна из возможных стратегий — смещение фокуса на происхождение объекта и его связь с сообществом. 

Это коллективное действие станет размышлением о новой интерпретации музейных объектов, о формах межмузейного взаимодействия, где все задействованные участники были бы услышаны и равноправны. 

*Кубачи — горное селение в Дагестане, жители которого сохранили в домашних коллекциях множество образцов иранской посуды XV–XVIII веков.

Ведущие

Настя Индрикова — независимая исследовательница музейных собраний. Редактор этнографических материалов и фоторедактор проекта EastEast; автор телеграм-канала о музейной антропологии «Мурмолка»; бывший фотодиректор и продюсер проекта «Большой музей», фоторедактор образовательного проекта Arzamas.

Шахин Касмани —  художница, педагог, продюсер и куратор. Шахин была сокуратором выставки «Прошлое — это сейчас» в Музее Бирмингема (2017–2018). В своем творчестве она специализируется на исламском искусстве, используя бумагу и текстиль; ее работы призваны рассказывать и восстанавливать забытые истории.

Участникам будет доступен синхронный перевод на русский язык, а также перевод на русский жестовый язык.

Мероприятие пройдет в Образовательном центре Музея «Гараж» в гибридном формате. Возможно онлайн- и офлайн-участие. Пожалуйста, укажите удобный вам формат   в форме регистрации.

 

Дискуссия «Сообщества в музеях и вокруг: практики и принципы взаимодействия» 

(18 февраля, 14:00–15:30)

Действуя в направлении инклюзии, шире — социальной справедливости, музеи все больше ориентируются на людей, стремясь наладить связь и выстроить диалог с различными группами аудиторий. В этом ключе инклюзивные программы позиционируются как работа с сообществами. При этом не всегда очевидно, что представляют собой сообщества и по какому принципу они объединяются или оказываются объединены в практиках культурных институций. 

Дискуссия объединит российских и британских специалистов в области культуры, которые реализовывают проекты, так или иначе направленные на различные сообщества: например, людей старшего возраста, людей с миграционным опытом или глухих и слабослышащих людей. Разговор позволит вернуться к началу — определить этот термин (вариантами участников), а дальше вместе обсудить принципы взаимодействия; кто и как их выстраивает; являются ли отношения институций и сообществ взаимовыгодными и как они влияют и меняют друг друга?

Участники дискуссии

Марианна Кручински — кураторка публичных программ Центра современного искусства «Типография» (Краснодар). Занимается кинопрограммой Центра, делает инклюзивные проекты в сотрудничестве с фондами «Поколение», «Открытая среда» и «Добрый Юг».

Марианна расскажет о том, как в «Типографии» танцуют все: об опыте организации танцевальной лаборатории в рамках кинофестиваля Garage Screen Film Festival и других практиках взаимодейcтвия с сообществами города. 

Техмина Госкар — куратор, директор Центра кураторских исследований (Великобритания), член Ассоциации музеев Великобритании. 

Техмина расскажет о проекте подготовки кураторов Citizen Curators, который проводился с 2017 по 2021 год на базе семи музеев Корнуолла (графство Корнуолл расположено в юго-западной части Англии вдали от крупных городов, доходы жителей графства сильно разнятся, и у людей почти нет доступа к неформальному образованию хорошего качества). Программа представляет собой эксперимент в культурной демократии — это проект от низовых сообществ для низовых сообществ с довольно ограниченным бюджетом. Ее выпускниками стали 80 человек — они обучились кураторским навыкам, современным этическим практикам и критическому музейному мышлению. Техмина поделится сильными и слабыми сторонами проекта, мыслями о создании более инклюзивного и разнообразного музейного сообщества.

Влад Колесников — сурдопедагог-дефектолог, переводчик русского жестового языка, педагог дополнительного образования школы для глухих и слабослышащих № 52, куратор программ доступности и инклюзии Дома культуры «ГЭС-2», сокуратор направления deaf teens проектной школы «Каскад. Проект как метод». С 2015 по 2018 год создавал программы для глухих и слабослышащих посетителей Музея современного искусства «Гараж», с 2018 по 2021 год руководил сектором формирования доступности и реализации инклюзивных программ Государственного исторического музея. Сфера профессиональных интересов связана с образованием глухих и слабослышащих и их вовлечением в общий культурный контекст.

Влад расскажет о студии «Кружок "Квадрат"» — адаптированной дополнительной образовательной программе для глухих и слабослышащих детей, которая действует на базе специальной коррекционной школы-интерната № 52 с 2019 года. «Кружок "Квадрат"» знакомит учеников с профессиями в сфере культуры и искусства, что способствует их профориентации в будущем. В рамках программы используются специальные методы и приемы, включая всевозможные формы работы, которые при этом отвечают индивидуальным потребностям в развитии, образовании и воспитании каждого учащегося. 

Рана Ибрагим — археолог, художница иракского происхождения, основательница и руководительница проекта Iraqi Women Art and War (IWAW). 

Рана представит Iraqi Women Art and War (IWAW) — сообщество женщин, существующее в Оксфорде с 2018 года. IWAW объединяет женщин, переживших военный конфликт, и дает им возможность рассказать свои истории через художественные практики. 

Шивон Форшоу — куратор и исследовательница; в настоящее время работает куратором программ по работе с сообществами в Whitechapel Gallery (Лондон). Шивон представит Voices That Matter, двухгодичный совместный проект Whitechapel Gallery и женщин, а также людей из маргинализованных гендерных групп, проживающих в районе Ист-Энд в Лондоне, в основном родом из Бангладеш и Сомали. Проект поставил вопросы о доминировании английского языка в мире искусства, о политике перевода в процессе реализации образовательных и публичных программ.

Модераторы

Асель Рашидова — менеджер отдела инклюзивных программ Музея современного искусства «Гараж».

Том Грин — старший продюсер в Counterpoints Arts, организации, которая работает в Великобритании и на международном уровне в области искусства, миграции и социальных изменений.

Мероприятие пройдет в Образовательном центре Музея «Гараж», также будет транслироваться на YouTube-канале Музея. Форма регистрации.

 

Воркшоп «Итоги и результаты: как оценить эффективность инклюзивных практик?»

(18 февраля, 16:00–18:00)

Какая цель стоит перед инклюзивными практиками? Как сотрудники культурных институций мы стремимся создавать ощущение общности, комфорта, внутренней силы и уверенности, а это понятия объективно трудно измеримые. Как можно измерить условный успех, если работа в направлении инклюзии не имеет видимого конца?

Воркшоп из двух частей посвящен тому, как измерить эффективность инклюзивных программ и оценить достигнутые изменения — через изучение мотивов, возможных сценариев будущего и оценки рисков. Первая часть — разбор теории, а вторая — совместный анализ кейса. Практическая часть позволит применить предложенные в теории идеи для оценки результата проекта и достигнутых изменений, а также узнать о методах отчета для обеспечения прозрачности и обоснования развития и продолжения инклюзивных практик.

Ведущая

Рэйчел Минотт — художница, куратор и исследовательница ямайского происхождения. Рэйчел ведет направление инклюзии в Национальном архиве и является попечителем Музея бездомности. Как исследователь и куратор Рэйчел участвовала в выставках «Прошлое сейчас: Бирмингем и Британская империя» (2017), «Внутри и снаружи: телесный образ и личность» (2018). Как художник Рэйчел выставлялась на 4-й Гетто Биеннале в Порт-о-Пренс (Гаити, 2015) и Ямайской биеннале (2017), а также с персональной выставкой «Думая о Ямайке» в галерее Уиллесден в Лондоне (2019).

Участникам будет доступен синхронный перевод на русский язык, а также перевод на русский жестовый язык.

Мероприятие пройдет в Образовательном центре Музея «Гараж» в гибридном формате. Возможно онлайн- и офлайн-участие. Пожалуйста, укажите удобный вам формат   в форме регистрации.