Date
четверг 13 март 2014 - 00:00 - воскресенье 08 июнь 2014 - 00:00
Location
Москва, Мультимедиа Арт Музей

В феврале открылся десятый международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале 2014». Всего в рамках фестиваля, который продлится до 8 июня, запланировано 19 выставок на шести площадках. Кроме основного пространства на Остоженке, экспозиции разместятся в помещениях МОММА в Ермолаевском переулке, ЦВЗ «Манеж» и МГВЗ «Новый Манеж», Фонде культуры «Екатерина» и Галерее искусств Зураба Церетели.

«Великобритания в фокусе» — одна из основных тем 2014 года. В центре внимания организаторов фестиваля — Великобритания и британская фотография, не только потому, что 2014 год объявлен Перекрестным Годом культуры Великобритании и России, но и потому, что на примере работ британских фотографов и портретов самой Англии прослеживается история всей мировой фотографии.

Программа «Фотобиеннале 2014» открылась в московском Мультимедиа Арт Музее выставкой галереи Тейт «Другой Лондон» представившей взгляд на английскую столицу мастеров фотографии небританского происхождения — Жак-Анри Лартига, Анри Картье-Брессона, Мартины Франк, Роберта Франка, Доры Маар, Эмиля Хоппе, Эллиотта Эрвитта, Билла Брандта, Ирвина Пенна, Марка Рибу, Вольфганга Сушицки.

Далее тема «Великобритания в фокусе» будет представлена в пяти различных выставках и будет продолжаться до июня.

САЙМОН РОБЕРТС «МАЛЕНЬКИЙ ОСТРОВ. ПЕЙЗАЖНЫЕ ЭТЮДЫ»

Мультимедиа Арт Музей (Остоженка, 16)
25 апреля — 25 мая

Саймон Робертс окончил Университет Шеффилда по специальности «география», а затем получил диплом фотожурналиста в Национальном Совете по подготовке журналистов. Отправной точкой для его карьеры стал 1998 год, когда он выиграл стипендию от Sunday Times Magazine, вручаемую самому перспективному молодому фотографу года. Робертс сотрудничал с TIME, Guardian Weekend Magazine, Esquire, японским GQ и русским Vogue. В 2013 году он стал почетным членом Королевского фотографического общества.

Выставка «Маленький остров. Пейзажные этюды» впервые собирает воедино знаковые проекты фотографа: «Родина», «Мы, англичане», «Выборы», «Страна пирсов» (Pierdom) и другие.

Выставка «Родина» — фотографический портрет России, сделанный Робертсом в путешествии по территории от Мурманска до Владивостока. «Мы, англичане» — по возвращении из России фотограф отправился в поездку по Великобритании, задавшись целью создать портрет своих соотечественников. После этого Робертс получил заказ на съемки предвыборной кампании перед общенациональными выборами в мае 2010 года (проект «Выборы). Последняя серия Саймона Робертса — „Страна пирсов“ (Pierdom) — снова возвращает нас на побережье Англии. Ветхие, шаткие, в основном заброшенные, однако, упорно сопротивляющиеся воздействию моря и песка пирсы являются для фотографа символом изменчивости современного мира и, в то же время, традиционной английской незыблемости.

КРИС ШОУ «НОЧНОЙ ПОРТЬЕ»

Мультимедиа Арт Музей (Остоженка, 16)
29 апреля — 8 июня

Крис Шоу — звезда современной британской фотографии. После того, как в 2005 году вышла его книга «Жизнь ночного портье» / «Life as a night Porter», к нему пришел огромный успех. Ведущие критики провозгласили его законодателем нового жанра, а лондонская галерея Tate приобрела его работы для своей коллекции.

«Жизнь ночного портье» началась в 1993 году. Однажды Крис Шоу оказался совершенно без денег, и чтобы иметь возможность где-то ночевать, устроился ночным портье в гостиницу. Работа была изматывающей. Двенадцатичасовые смены, иногда не в самых фешенебельных отелях Лондона, стали для него серьезным испытанием. Чтобы не уснуть, Шоу, в прошлом выпускник художественной школы, начал фотографировать. «Фотография спасла меня, и с тех пор став моим призванием»,— признается автор.

«Жизнь ночного портье» — своего рода дневник, который фотограф вел на протяжении десяти лет. И как настоящий дневник, он несет на себе отпечаток личности своего владельца. Кляксы, пометки, неровные края, ироничные надписи, нацарапанные прямо на черно-белых снимках создают постоянное, почти физическое ощущение присутствия автора. Крис Шоу замечает, что на формирование его стиля огромное влияние оказали случайности, ошибки и самые разные факторы — от усталости до отсутствия денег и времени.

Помимо снимков, сделанных Шоу в те годы, когда он работал ночным портье, в экспозицию вошли фотографии гостиниц, в которых он останавливался в качестве гостя — в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Амстердаме, Берлине, Арле, Ливерпуле и других городах.

КРИС СТИЛ-ПЕРКИНС «АНГЛИЯ, МОЯ АНГЛИЯ»

Мультимедиа Арт Музей (Остоженка, 16)
13 марта — 20 апреля

Крис Стил-Перкинс, член легендарного агентства «Магнум», снимает Англию и англичан с начала 1970-х годов. В 1971-м он переехал из Ньюкасла в Лондон, в 1975 году вошел в группу фотографов «Выход» и занялся социальной фотографией, особое внимание уделяя жизни британских городов.

Пожалуй, особую известность Стилу-Перкинсу принес его альбом 1979 года «The Teds» — всестороннее исследование банды лондонских «Teddy Boys» (хулиганов), настоящего феномена 1970-х. За сорок лет Стил-Перкинс объездил в качестве фоторепортера весь мир — от Африки до Афганистана и Японии. Но он всегда сохранял острый интерес к собственной стране, «понемногу меняясь и стараясь в некоторой степени понять то, частью чего сам являлся».

Фотографии Стила-Перкинса — это антропологические штудии, и спектр их сюжетов крайне широк: сельская жизнь графства Дарем, будни лондонской больницы св. Фомы, расовые конфликты в городских трущобах, трудная жизнь людей, которые ухаживают за больными и инвалидами. В его работах есть и абсурд, и юмор, насилие и одиночество, семейная жизнь и проблемы идентичности — темы, которые всегда занимали английских художников. Здесь есть место и комедии, и трагедии, но комического все же больше.

Фотографии для этой выставки были отобраны самим Крисом Стилом-Перкинсом из числа самых важных и лучших его работ.

ДЭВИД ХЕРН «ЗЕМЛЯ МОЕГО ОТЦА»

Мультимедиа Арт Музей (Остоженка, 16)
13 марта — 20 апреля

Дэвид Хёрн — ключевая фигура британской репортажной фотографии. Свою карьеру он начал в 1955 году как ассистент в агентстве «Рефлекс», но уже в 22 года получил мировое признание как автор фоторепортажа о венгерской революции (1956). Еще через 11 лет, в 1967-м, он становится членом легендарного фотоагентства «Магнум», а в 1973-м основывает знаменитую Школу документальной фотографии в Ньюпорте (Уэльс) и объезжает с мастер-классами весь мир.

Хёрн родился в 1934 году в Англии, но отец его был валлийцем. Это обстоятельство имело исключительное значение для всего его творчества: Уэльс — одна из четырех крупнейших административно-политических частей Великобритании и Северной Ирландии — на долгие годы стал важнейшим героем фотографий Дэвида Хёрна.

Выставка «Земля моего отца» посвящена «навсегда уходящему в прошлое» валлийскому миру, который Хёрн фиксировал на протяжении двадцати с лишним лет. Конец XX века стал для Уэльса периодом глубоких и драматичных изменений. Раньше экономика, культура и ландшафт этой страны определялись сельским хозяйством и тяжелой промышленностью — добычей угля, сланца и черной металлургией. Потом мельницы, рудники и каменоломни были закрыты. Некоторые сохранились, но лишь как туристические достопримечательности: если в 1974 году Хёрн снимал еще работающий Шоттонский сталелитейный завод, то к 1997-му ему уже оставалось снимать только Национальный музей угольной промышленности. На смену прежнему индустриальному производству пришли новые, высокотехнологичные отрасли и туризм, заодно принеся в повседневную жизнь валлийцев фаст-фуды, кино, телевидение и интернет. Обширная фотолетопись Хёрна ценна именно тем, что зафиксировала эти метаморфозы.