Симпозиум New Elements
Forensic Architecture (Великобритания), Исследования облаков, 2021  ©

Forensic Architecture

Date
суббота 12 февраль 2022 -
12:00 - 20:00

Симпозиум пройдет в рамках публичной образовательной программы выставки New Elements и посвящен новым художественным практикам, которые переосмысляют взаимоотношения цифровых и аналоговых вычислительных процессов и систем.

Перед участниками симпозиума стоят две цели. Первая затрагивает институциональные практики. Вместе с коллегами из ведущих мировых институций мы поговорим о трансформации в области технологического искусства и science-art, а также попытаемся понять, по каким законам развивается наше направление и куда оно движется. Вторая цель — отрефлексировать выставку New Elements, которая сейчас проходит в Фонде Laboratoria Art&Science в Новой Третьяковке, и обсудить представленные на ней произведения.

Выставка New Elements объединяет художественные подходы, которые обращаются к материальным аспектам информации и вычислений в разных проявлениях: в природной среде, технологических системах или структурах нейронных сетей. На симпозиуме художники, ученые и философы рассмотрят природу материальных следов и то, как они могут помочь нам понять смысл глобальных изменений в мире, где доминируют цифровые технологии.

Завершает программу зрелищный перформанс немецкого художника Ральфа Беккера «Естественная история сетей / SoftMachine». Это электрохимический алгоритмический перфоманс художника и машины — специального созданного экспериментального аппарата Softmachine. Центральный элемент перформанса — галинстан, жидкий сплав металлов, которым художник манипулирует через подключенные электроды, изменяя его поведение в реальном времени и создавая постоянно меняющиеся формы и звуки. Этот перформанс меняет наше представление о машинном, искусственном и материальном.

Программа симпозиума

12.00-14.00

Секция 1. Science-art сегодня: трансформации междисциплинарных сообществ

Участники секции:

Мартин Гонзик, директор, Ars Electronica (Австрия); Хонор Харгер, директор, ArtScience Museum (Сингапур); Ирина Актуганова, куратор (Россия); Дарья Милле, куратор, ZKM (Германия); Константин Фурсов, заместитель генерального директора по науке и образованию Политехнического музея (Россия); Юрий Крпан, куратор, арт-директор Kapelica Gallery (Словения); Оркан Телхан, междисциплинарный исследователь (США — Турция); Аслак Омот Хельм, куратор, DIAKRON (Дания), Анна Титовец [Intektra] - медиахудожница, куратор и креативный директор Музея криптографии.

Модераторы и авторы доклада:

Дарья Пархоменко, основательница и художественный руководитель Фонда Laboratoria Art&Science (Россия), Владлена Громова, художница, исследовательница, со-основательница Базы данных «Междисциплинарное искусство в России».

Исследователи, кураторы, директора музеев и фестивалей в области science-art обсудят как изменилось искусство, какую роль институции играют в развитии междисциплинарных связей, а также актуальное состояние отношений между наукой, искусством и обществом, прогрессивные методик и тактики в профессиональном поле.

  1. Как устроено профессиональное поле технологического искусства и science-art сегодня, как трансформируются роли художника, куратора, продюсера, технологического эксперта?
  2. Есть ли потенциал влияния у технологического искусства и science-art на развитие локального сообщества?
  3. Какие новые форматы коммуникации с аудиторией появляются в совместной деятельности художников и ученых?
  4. Какое влияние на развитие общества оказывают научно-художественные коллаборации?
14.40-15.00 О выставке New Elements: Дарья Пархоменко, куратор, основатель Laboratoria Art&Science,  Дитмар Оффенхубер, куратор, профессор Северо- Восточного университета, Бостон, США
15.00-16.30

Секция 2. Аутографический мир

Участники секции:

Туула Нярхинен, художница (Финляндия); Саманех Моафи, Forensic Architecture, исследователь, архитектор, (Великобритания); Андрей Глазовский, гляциолог, ведущий научный сотрудник, Институт Географии РАН (Россия); Александр Ветушинский, философ, научный сотрудник философского факультета МГУ (Россия), Эрих Бергер, художник (Финлядия).

Модераторы и авторы доклада:

Дитмар Оффенхубер, куратор, профессор Северо-Восточного университета (США), Наталья Федорова, художница, куратор, преподаватель программы Art&Science университета ИТМО (Россия).

Художники, ученые и философы, работающие со следами в окружающей среде и материальной информацией, рассмотрят природу аутографических процессов.

  1. Что мы можем узнать из материальных следов о природе цифровой информации?
  2. В чем ценность аутографической перспективы — идеи о том, что каждый процесс вписывает себя в мир в виде следов — в современном мире?
  3. Затрудняет ли цифровая культура восприятие изменений в нашем материальном окружении?
17.00-18.30

Секция 3. Вычисляя с природой

Участники секции:

Ральф Беккер, художник (Германия); Томас Фойерштайн, художник (Австрия); Тереза Шуберт, художница (Германия); Илья Федотов-Федоров, художник (Россия).

Модераторы и авторы доклада:

Александр Гостев, главный технологический эксперт «Лаборатории Касперского» (Россия), Михаил Куртов, философ, теоретик медиа (Россия).

Эта сессия рассматривает нетрадиционные взгляды на вычисления за пределами цифровых технологий. Художники и инженеры рассмотрят мир эмерджентных вычислений, кибернетические эксперименты с химическими и биологическими явлениями и контринтуитивное поведение нейронных сетей.

  1. Что мы можем узнать из истории аналоговых вычислений, какая у них актуальность сегодня и в будущем?
  2. Как может выглядеть другая парадигма вычислений?
19:00-20:00 Перформанс Ральфа Беккера “Естественная история сетей / SoftMachine”

Языки симпозиума: русский, английский (синхронный перевод).

Вход бесплатный, по предварительной регистрации.

Мероприятие проводится в рамках программы UK—Russia Creative Bridge 2021–2022 при поддержке Отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве.